95 лет назад в России появился первый профессиональный театр кукол
Впечатляющий юбилей справляет первый в России театр марионеток. 95 лет назад впервые в России на этой сцене кукол стали водить, дергая за ниточки. Санкт-Петербургский театр марионеток им. Е.С.Деммени - первый в России профессиональный театр кукол. Он организован в 1919 году.
Сложно поверить, что подвижная детвора сможет усидеть на месте даже минуту, не говоря о том, что посмотрит от начала до конца часовое представление. Но как только из-за кулис выглядывают куклы, становится понятно: дети даже не заметят, как пролетит время.
"Мне понравилось, как муха танцевала, и комарик пел и играл на своей скрипке", - говорит маленькая зрительница.
Всё это - их умелых рук дело. Артисты кукольного театра, одетые во все чёрное, прячутся под самым потолком и энергично дёргают игрушки за ниточки. Но только на первый взгляд легко быть кукловодом. Нужны месяцы, а кому-то – годы тренировок.
"Дублерша моя стала плакать, залезать под рояль, а потом ушла, не сумела работать", - говорит Фаина Костина, народная артистка России.
Актеры к своим куклам относятся, как к музыкальным инструментам. Нитки - это струны, дернув одну из которых, можно заставить персонаж делать то или иное действие. Без ловкости рук не обойтись. К примеру, марионетка может парить в воздухе, стоять, либо садиться.
95 лет назад всё началось с ручных кукол, купленных актером-любителем Евгением Деммени в комиссионном магазине на Невском проспекте. Так появился в России первый профессиональный театр кукол.
"Евгений Сергеевич в молодости любил именно Петрушек. Это была, видимо, дань тому, что он увидел в раннем детстве представление Петрушки, он с мамой ездил в Париж и там посмотрел театр Петрушки. Он произвел на него неизгладимое впечатление, и он, будучи уже кадровым военным, вспомнил свое увлечение детства, и взял, и создал театр", - рассказывает Фаина Костина.
Актриса Фаина Костина работает с куклами 54 года, является хранительницей музея уникальных марионеток - это авторские работы знаменитых скульпторов и резчиков по дереву. Многие игрушки прошли через ее руки: Чебурашка, Мальчик-с-пальчик, Чипполино, Лиса Алиса, Поросёнок Наф-Наф.
"Люблю театр, без него жить совершенно не могу. Работается мне хорошо, актеры у нас хорошие, умелые, они с нами обращаются нежно, никогда нас не бросают, чтобы мы не поломались", - говорит поросенок Наф-Наф голосом Фаины Костиной.
Если в 1919 году в труппе было всего 18 деревянных артистов, то сейчас - около тысячи: и перчаточных, и тростевых, и планшетных. Современные представления все больше становятся похожими на разноцветные мультфильмы с 3D- эффектами.
"Есть некое смешение и кино, и реальности, и театра кукол, и живого плана; получается абсолютно новая, какая-то космическая история, которая непонятно откуда берется, непонятно куда исчезает", - говорит актер Санкт-Петербургского государственного театра марионеток им. Е.С. Деммени Митя Тарасевич.
К юбилею достали почти 80-летнего Петрушку и 50-летнюю царевну из спектакля по сказке Пушкина "О мертвой царевне и семи богатырях". Несмотря на свой, по человеческим меркам, солидный возраст, куклы всегда готовы выйти на сцену, чтобы вновь и вновь радовать маленьких зрителей.