Необычные натурщицы работают в Академии художеств в Петербурге
Капризница - не просто лошадь, а лошадь-натурщица, и это видно сразу. То, как она поворачивает голову, будто специально позирует на камеру, или терпеливо наводит марафет - дает щетке пройтись от ушей до кончика хвоста. Лошадь на работу должна прийти чистой.
Капризница, или по-домашнему Чуня, самая опытная натурщица среди лошадей: в Академии с середины 90-х. Несколько нерешительных шагов перед павильоном - все-таки арабский темперамент дает о себе знать. И после заминки она заскакивает в мастерскую. Здесь с нее рисуют, лепят. Причем студенты придумывают разные постановки: то голову вверх, то вниз. То нужен профиль, то анфас. А главное - стоять надо неподвижно, ну, или почти.
"Если бы мы хотели лепить что-то закостенелое, мы бы тогда делали это с каких-нибудь гипсовых слепков. В этом весь и цимес: лошадь живая, постоянно двигается. Лепим ее в динамике", - отмечает студент-дипломник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Аркадий Баиров.
Зачастую натурщикам надо позировать часами, а это очень сложно. Первые 20 минут Капризница вела себя как образцовая натурщица - чуть помотает головой, переступит с ноги на ногу, но через полчаса терпение иссякло - возможно, нервировала камера, а может незнакомый человек рядом. В любом случае, стало намного сложнее ее рисовать. В ход пошли морковка, яблоки и уговоры.
"Когда стоит человек позирует, он чуть-чуть подвинулся, но шея осталась все равно этим цилиндром как она и есть. А лошадь - малейшее движение и меняется все кардинально!" - рассказывает студент-дипломник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Александра Борисенко.
Поэтому рисовать лошадей по памяти практически невозможно - надо досконально знать анатомию, пропорции. Так, глядя на портрет Ромы, сразу и не догадаешься, что в жизни он – пони, да еще числится при мастерской батальной живописи: название сохранилось с XIX века.
"Сегодня мы рисуем животных, конечно, по традиции, потому что тема лошади в истории баталий ушла, ее сменила техника, танки", - объясняет профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Владимир Загонек.
На полотнах нынешних студентов в основном портреты и постановки. Поэтому к лошадям-натурщикам есть художественные требования: во-первых, они должны быть разные - светлые и темные, высокие и низкие, округлые и худощавые. Например, кобылу Ласковую очень любят брать для деревенской тематики: проточина на лбу, округлые бока, густая грива - чем не героиня для картины Серова? А во-вторых, лошади должны иметь покладистый нрав и с пониманием относиться к творческой братии.
К чести Капризницы, свое имя она не оправдала: стояла в основном спокойно, попыток укусить или лягнуть не предпринимала. За часовую постановку удалось