Конституционный суд ответил на вопрос: могут ли преподавать учителя с судимостью
18 июля Конституционный суд определял соответствие основному закону нормы о запрете заниматься педагогической деятельностью всем учителям, имеющим судимость. Из-за изменения в законодательстве многие учителя лишились работы. КС постановил: тяжкие преступления по-прежнему закрывают дорогу в школу бессрочно и безусловно. Но есть и другие случаи. Поэтому законодатели должны составить конкретный и полный перечень статей, навсегда лишающих педагогов права на преподавание.
До самой последней минуты в Конституционном суде спорили, каким будет решение по делу. Пришлось даже на час задержать начало заседания: уж очень неоднозначными оказались человеческие истории, с которыми столкнулись судьи.
Преподаватель русского языка и литературы, победитель городского конкурса "Учитель года", лауреат премии 2012 года "За нравственный подвиг учителя", сегодня Юрий Сипинев без работы. Крест на профессии поставила история семилетней давности. Тогда сын Юрия, избитый одноклассниками, попал в больницу с сотрясением мозга. Разгневанный отец разобрался с обидчиками совсем не педагогическими методами - он ударил их ремнем. Юрия оштрафовали по уголовной статье за избиение на 15 тысяч рублей. О той истории, казалось бы, давно забыли, но поправки в Трудовой кодекс в 2012 году заставили учителя уволиться. Закон запретил работать в школе тем, у кого была судимость, и срок давности значения не имеет.
20 лет назад Константин Щербина всего лишь сделал замечание старшеклассницам, которые беседовали посреди проезжей части. Воспитательный процесс сопровождался крепкими словечками. Константина Щербину приговорили к штрафу по уголовному обвинению в оскорблении. За прошедшие годы педагог стал директором спортивной школы, получил звание заслуженного работника физической культуры, его воспитанники завоевали десятки наград на самых разных спортивных соревнованиях, но летом 2012 пришлось уволиться, потому что приняли поправки в Трудовом кодексе, и ему запретили работать.
Закон одинаково наказал и мурманскую учительницу Ольгу Крикливенко, которая 12 лет назад подралась с бывшим мужем из-за алиментов, и директора школы в Курской области, который 30 лет назад был осужден за групповое изнасилование. Такая уравниловка вызвала негодование.
"Я ужасно возмущен и рад, что мне предоставлена такая возможность сказать нелестные слова о том законе, который под одну гребенку ставит блистательных учителей… Мы все не без недостатков, что-то может случиться в любой жизни", - уверен заслуженный учитель России Олег Парамонов.
Исключения закон сделал лишь для имущественных преступлений. Воры и мошенники преподавать все же могут. И во всех этих коллизиях пришлось разбираться конституционным судьям. Они обратили внимание и на то, что поправки нарушили принцип презумпции невиновности. Запрет на профессию вводился даже для тех, кто всего лишь попал под следствие.
В итоге решение судей оказалось неоднозначным. С одной стороны, для тех, кто совершил тяжкие, особо тяжкие преступления, а также был наказан по статьям о педофилии, действующие запреты остаются в силе. С другой стороны, судьи отметили: за мелкие проступки и правонарушения, расплачиваться всю жизнь учителя не должны.
"Ну, произошло много лет назад небольшое преступление, но они работают добросовестно - ну разве так можно, просто формально взять и прекратить трудовые отношения, которым они посвятили жизнь", - считает судья Конституционного суда РФ Владимир Ярославцев.
Окончательное решение могут принимать родители или педагогический совет школы. Такой порядок будет действовать до тех пор, пока Государственная дума не примет необходимые изменения в Трудовой кодекс.