Суд восстановил в должности учительниц, уволенных якобы за разжигание межнациональной розни
Скандал в московской школе дошёл до суда. Всё началось ещё весной, когда двух учительниц обвинили в разжигании розни в многонациональном классе. В итоге преподаватели остались без работы и стали добиваться отмены увольнения.
Радость Светланы Шамаевой и Марины Ступич хорошо понятна: суд решил, что они должны быть восстановлены на работе, им должна быть выплачена зарплата на 4 месяца и материальная компенсация за моральный ущерб. Они ощущают себя победителями в истории, которая далеко не всем кажется очевидной и понятной, поскольку речь идет о детях, школе, о межнациональных отношениях. Школа № 847 до сих пор взбудоражена пресловутым "уроком дружбы", который провела Светлана Шамаева.
"Я произнесла пламенную речь. Сказала, что все национальности должны жить по одному закону, что русских гнали из разных республик, но так случилось, что вы теперь к нам едете. Россия с вами так не поступает", – вспоминает Светлана Шамаева.
Эту самую "пламенную речь" одна из учениц записала на диктофон, дала послушать своим родителям, и приключился грандиозный скандал. Поскольку те решили, что это был на самом-то деле "урок национальной вражды".
Вот фрагменты этой аудиозаписи, которую, впрочем, никто из специалистов пока не проверял на предмет того, присутствует ли в ней монтаж:
"Вы собираетесь стаями, демонстрируете всем, что вы сила. А вы не боитесь, что мы соберемся? Тоже покажем, что мы - сила. Почему решили, что здесь можно вести себя так, как бы у себя - в махалях, аулах, там еще где-нибудь - не повели бы. Почему здесь надо так себя вести? И вам не дадут здесь диктовать, как надо жить. А если вы граждане России, то будьте любезны, учитывать вообще и тот факт, что наше государство многонациональное. И свое выставлять здесь напоказ не рекомендуется".
Все это случилось после того как 27 февраля один из учеников школы, Ислам Абдулганиев, был убит у станции метро. Неизвестный пырнул его ножом, на глазах десятков людей, причины этого поступка до сих пор не известны. Друг Ислама Эдик Даниелян решил организовать сбор денег (по 100-200 рублей) на цветы и организовал бурную деятельность в школе и социальных сетях с призывом всем ученикам прийти в день похорон убитого в черной, траурной одежде.
Родители же учеников этого не поняли, возмущенно звонили в школу, результатом чего и стал записанный на диктофон монолог учительницы в классе, где учатся представители 12 национальностей.
Из аудиозаписи:
- Почему должна скорбеть вся школа? А что же мы не надевали черные рубашки, когда был Норд-Ост? Когда взрывы на Дубровке?
- Я написал, кто может, у кого есть желание, то, пожалуйста.
- Ты сказать это не мог. Я вообще не знаю, как это делается. Родители залезли в интернет и начинают обрывать мой телефон.
Светлана Шамаева уверяет - эти слова были попыткой успокоить самых активных из старшеклассников, которые якобы даже в школу ходить начали с ножами. В итоге администрация школы вмешалась в ситуацию, подключив и окружное управление образования. Результатом чего и стало увольнение учительницы и увольнение активно поддержавшей ее Марины Ступич с формулировкой "за аморальное поведение", подразумевая потворствование национальной вражде. Именно это решение отменил сегодня суд.
Администрация школы № 847 комментарии о ситуации отказалась давать категорически, не позволив даже зайти съемочной группе внутрь здания. А вот группа поддержки у восстановленных учительниц, состоящая и из преподавателей, и из родителей учеников, была активна все последние 4 месяца, пока длится скандал. Родители опасаются "мести" и планируют даже переводить своих отпрысков в другие школы.
"Директор нам сказала: я их уволила за разжигание национальной розни. Где бы я ни жила, я придерживалась бы законов того государства, где живу, и детей своих тоже так воспитываю. Так и должно быть везде", - сказала Марина Гогвурашвили, мама ученика.
Ситуацию уже обсуждают и на уровне Общественной Палаты. Очевидно, что нужна переподготовка учителей, которые должны знать, как реагировать на неоднозначные проблемы в части межнациональных отношений.
"Могли выражать свои мысли посредством тех негативных стереотипов, которые имеют широкое хождение в обществе, но это не основание увольнять по статье, по которой они не смогут дальше работать", - говорит член Общественной палаты РФ Фатима Албакова.
Хотя всегда очень многое зависит от школьного руководства. Евгений Ямбург, например, в качестве директора, как он говорит, сделал 37 выпусков старшеклассников. И в условиях достаточно напряженных - "интернационал" в классах у него всегда был что надо. Юмор и мудрость нужны педагогам, самокритичность в первую очередь к самим себе.
"Вот висят шаржи на учителей, сделанные учениками. Уже одно это снимает напряжение, агрессию. Потому что школа не может быть только казенным учреждением", - говорит Евгений Ямбург.
Победитель конкурса "Учитель года-2012" Александр Демахин - совсем молодой преподаватель Сергиево-Посадской гимназии. И, конечно, вопросы национального взаимодействия ему тоже приходится решать регулярно. Вот его личный рецепт: "Мы в диалоге существуем. Мне кажется, это единственно правильный путь".
А какие рецепты для решения конфликтной ситуации выберут в московской школе № 847 пока что неизвестно. Родители - в тревоге, учителя - в напряжении.