Особенности урбанизации по-китайски
В Китае из-за расширения городов и развития инфраструктуры всё острее встаёт проблема расселения людей из домов подлежащих сносу. Компенсации скудные, и всё чаще можно слышать о тех, кто решил бросить вызов системе. Впрочем, со стороны это выглядит как борьба с ветряными мельницами, отстоять свои права до сих пор не удавалось никому.
Каким он был, Цзя Линмэй помнит до мелочей. В своем доме на центральной улице она прожила с рождения почти 40 лет. Здесь выходила замуж и растила сына. Теперь от большого шестиэтажного дома остались только руины. Несколько лет назад ни ураган и ни цунами - решение городских властей стало для нее настоящим стихийным бедствием.
"Застройщики приходили, показывали документы, предлагали деньги. Но почему я должна переезжать? Я, конечно, наотрез отказалась! И вот однажды я вернулась домой, а дома нет, его просто разрушили", - рассказывает Цзя Линмэй.
Сейчас на этом месте планируют построить высотку под офисы, такие уже стоят рядом. Все ее соседи смирились и на скромную компенсацию купили жилье на окраинах. А Цзя Линмэй идти некуда, да она и не собирается. Из разбитых кирпичей и старых досок соорудила себе шалаш. Живет в нем круглый год. Говорит, здесь все напоминает о прошлой жизни.
В Китае вся земля - государственная, и нет четких законов, регулирующих действия чиновников. Поэтому такое выселение далеко не редкость. Но лишь единицы - в народе их называют гвоздями - пытаются бороться за свое жилье.
Этот дом на дороге прославился мгновенно. Власти решили соединить поселение с новой железнодорожной станцией, хозяевам домов на пути предложили съехать.
"Я здесь родился. Так пусть правительство меня здесь и закопает. Я никуда не уеду, пока мне не построят такой же дом", - сказал хозяин дома Ло Баогэнь.
Ло Баогэнь отказался от маленькой компенсации и держался до конца. Будто осажденный, без света и воды он прожил в нем 4 года и все равно в итоге взял компенсацию и съехал, а дом снесли.
"Некоторым строительным фирмам проще и дешевле подкупить чиновника, чем платить адекватную сумму хозяевам жилья. Это очень распространено, к сожалению", - отмечает экономист Ду Цзянго.
Выселяют даже мертвых. Новый небоскреб решили возводить прямо на кладбище, не дожидаясь вывоза могил. Но если мертвым все равно - живые сопротивляются. Было всякое: стрельба, самосожжение и даже убийство. Но еще ни разу никому не удалось отстоять свой дом.
"Очень печально, но только в Интернете можно открыто обсуждать эту проблему. И то, часто сообщения удаляются. Многие даже в Сети боятся высказывать свое мнение", - говорит блогер Гуй Цзинцин.
У Цзя Линмэй сдают нервы, но сама она сдаваться не собирается. С мужем и сыном общается редко - боится, что из-за этого они могут потерять работу. Саму ее недавно избили, потому что о своей беде не молчала. Открыто говорит и теперь, хотя бороться уже, по сути, не за что - дом не вернуть.
Сколько всего таких историй в Китае - неизвестно. Выселенные люди, как правило, молчат, а власти не публикуют данные. Эта проблема из года в год становится все острее. В тоже время жители считают, что если бы чиновники не экономили на компенсациях, ее вообще могло бы и не быть.