Юбилей у ремня безопасности — ему исполняется ровно 100 лет
Этому незатейливому, но очень эффективному приспособлению исполняется ровно 100 лет. Удивительно, но изначально ремень безопасности был придуман вовсе не для автомобилей.
Одинаковые автомобили, одинаковые манекены за рулем, одинаковые препятствия и одинаковая скорость. Разный итог. Один водитель не пристегнут ремнем безопасности, и это стопроцентная смерть. Другого пристегнули, и это его спасло. Кадры краш-теста, снятые в американском институте безопасности движения, не сопровождаются комментарием. Потому что, как говорится, "no comment", все и так ясно!
За те 100 лет, что существуют ремни безопасности, они спасли жизни многим на земле и в воздухе. Прародители современного ремня безопасности появились еще в 1800 году, во время первых робких попыток энтузиастов-конструкторов подняться в небо. Но только в 1913 году француз Адольф Пегу по настоящему прикрепил себя ремнем к сидению аэроплана во время выполнения "мертвой петли".
"Пилот во время "петли", если она правильно выполнена, не ощущает невесомости, то есть он делает с запасом перегрузки. Но если это неправильная "петля", с зависанием, особенно как это делал Адольф Пигу, французский пилот, он сначала полеты вверх ногами делал, там, конечно, уже важны ремни", - поясняет старший научный сотрудник Музея гражданской авиации в Санкт-Петербурге Георгий Галли.
А вот на автомобилях начала ХХ века ремни даже не думали ставить.
"Скорости были маленькие, машин было мало и они не так часто попадали в дорожно-транспортные происшествия. Ремни экспериментальные появляются во второй половине 30-х годов, когда строятся скоростные дороги, и тогда это уже становится более актуальным", - отмечает научный сотрудник Государственного музея ретро-автомобилей Андрей Геронин.
Первые автомобильные ремни безопасности появились в Америке на машинах марки "Форд" только в 50-е годы, причем это были так называемые "двухточечные" ремни, наподобие тех, что сегодня используются на пассажирских сидениях в самолете.
Гораздо более эффективными оказались ремни трехточечные, изобретенные в Швеции во второй половине пятидесятых. Современную машину уже невозможно представить без этого средства безопасности.
"Входил в поворот на на мокром асфальте на приличной скорости, порядка 170 километров, и улетел в кювет. Если бы не был пристегнут, я не знаю, где бы я оказался, может быть, вылетел в боковое окно, может быть, в лобовое, но ремень оставил меня на месте", - рассказывает автогонзик Дмитрий Соколов.
Гонщики пристегиваются специальным пятиточечным ремнем, который плотно прижимает их к сидению автомобиля. Простому водителю такой ремень вряд ли будет по душе. С ним и до бардачка не дотянешься. Но как правильно пристегнуться ремнем обычным, должен знать каждый, кто садится за руль.
"Обращайте внимание на положение нижней лямки ремня безопасности. Старайтесь располагать ее на бедрах как можно ниже, то есть эта лямка не должна располагаться на животе. Даже если живот большой, все равно потрудитесь и опустите эту лямку ниже. Что касается диагональной лямки, она должна проходить посередине ключицы. Если она проходит близко к шее, возможна травма шеи, артерий", - поясняет исполнительный директор Школы экстремального вождения Фарид Аиндинов.
Конструкторы ни на день не прекращают работу по совершенствованию ремней безопасности. Но только сам водитель, пилот или пассажир, неважно, на дороге или в воздухе, может максимально обезопасить себя от печальных последствий аварии. Пристегивайтесь, люди!