Тайну исчезновений колоколов Соловецкого монастыря пытаются раскрыть российские учёные
Баржа, которая в 20-е годы прошлого века везла церковные реликвии на переплавку, во время шторма оторвалась от буксира. Больше её никто не видел.
На звоннице Соловецкого монастыря - новые колокола. Старые пропали в начале 20-х годов прошлого века при загадочных обстоятельствах. Их исчезновение до сих пор не дает покоя историкам. В этом году в Белом море началась масштабная поисковая кампания, организованная Русским географическим обществом.
"Одна из версий, что при транспортировке с Соловков в город Кемь колоколов на преплавку, баржа попала в шторм и затонула в районе Песья Луда", - рассказывает руководитель координатор поисковой группы "Соловецкие колокола" Русского географического общества Олег Горячов.
Специалисты рассчитали возможные маршруты движения судна от Соловков к материку. Вариантов достаточно много. Поэтому надежда на специальное оборудование, которое подробно сканирует дно. По воспоминаниям очевидцев, баржа была соединена с буксиром длинным тросом. На ней стояли колокола. Неизвестно, почему капитан пошел в шторм. В результате волна перевернула судно. Буксир же вернулся на острова. Искатели предполагают, что баржа лежит на дне, заросшая ламинарией, а рядом могут быть колокола. Специалисты говорят, что в Белом море бронза должна хорошо сохраниться, и колокола не трудно будет поднять.
Прочесать предстоит не один десяток морских миль. Это несколько лет работы, даже если выходить в море сразу на двух - трех судах. Если капитан буксира был в сговоре с монахами, то колокола могли утопить на малой глубине, чтобы потом поднять их. Больше всего для этого подходили шхеры между островами Вороньим и Немецким кузовом. Под водой - затонувшие предметы, якорные цепи и даже небольшие суда. Море здесь неглубокое, но коварное. Здесь существует традиция - в память о спасении моряки ставят кресты на островах, куда выбрасывает их суда. Но остатки баржи, а тем более тяжелых колоколов на берегах никто никогда не находил.
Соловецкие колокола славились на весь православный мир не только своим звоном. Каждый из них отливался в честь важного события и на пожертвования правителей - Ивана Грозного, Бориса Годунова. До сегодняшнего дня сохранились лишь 5 колоколов. Два стоят в монастырском дворе. Еще до революции они стали памятниками. Один из них подарен Александром Вторым в честь события 1855 года, когда монастырь выдержал осаду английских судов. А следы от пуль на бронзе - уже память времен гулаговских лагерей. По некоторым свидетельствам, на этом месте расстреливали заключенных.
Изучив документы, исследователи пришли к выводу, что и остальные 50 колоколов, которые потом затонули, могли быть повреждены. В 1923 году в монастыре случился пожар.
"В Успенской церкви пожар и начался, а дальше перекинулся на колокольню, которая была в непосредственной близости. Существуют свидетельства, что огонь был настолько сильным, что колокола плавились и падали. Ученый Барановский говорит о том, что на Соловках разные структуры советской власти, они боролись за колокола, но непонятно, о чем, речь. Может какую-то часть сняли до пожара. Поставили в безопасное место", - рассказывает диакон, отец Вячеслав.
Безуспешные попытки найти колокола предпринимались еще в советские времена, но искали в основном любители. Сейчас - расчет на профессионалов. Хотя и среди них большинство - мечтатели, но они безоговорочно верят в успех, а на замечания скептиков отвечают, что в существование Трои тоже мало кто верил.