Премьер провел совещание, посвященное организации воздушного движения в стране
О безопасности авиаперелетов речь шла на совещании, которое Дмитрий Медведев провел во Внукове в Центре автоматизированного управления воздушным движением. Дискуссия получилась очень острой. Один из диспетчеров назвал ситуацию в небе хаосом. Сотрудников не хватает, нагрузка колоссальная, многие правила полетов давно устарели.
Дмитрий Медведев приезжает в центр управления полетами в обед, когда один час пик в небе уже закончился, а другой - еще не начался. Он интересуется воздушной обстановкой и решается сам сесть за диспетчерский пульт, правда, тренировочный.
Появление премьера здесь ждали. Недавний скандал вскрыл массу проблем в аэронавигационном деле. Профсоюз авиадиспетчеров рассказал о целом ряде случаев, когда самолеты едва развели в небе. Московский центр управления воздушным движением, куда приехал Медведев, назвал это клеветой и подал в суд на профсоюз. Но сегодня диспетчеры признались, что проблемы действительно есть.
"Когда говорят, что пропускная способность увеличится. У нас сейчас пропускная способность никем не рассчитана, то есть это хаос. Как можно хаос увеличить? У меня лично, как у практика, большой в этом плане вопрос. Говорильни много, а то, что нужно, иной раз как раз диспетчер и не выхватывает из этого эфира, из этого хаоса", - говорит диспетчер аэроузлового диспетчерского центра по организации воздушного движения Андрей Булин.
Авиаперевозок с каждым годом становится больше на 10%, и самолетам попросту стало тесно в небе. Это только кажется, что воздушное пространство необъятно. На самом деле оно со всех сторон зажато запретными зонами - например, полеты над Москвой даже на высоте 10 километров запрещены. Сейчас авиалайнерам хотят дать в них зеленый свет.
"Не удалось пока достигнуть согласованного решения по вопросу оптимизации границ 26 запретных зон и зон ограничения полетов из 119", - сообщил глава Росавиации Александр Нерадько.
Д. Медведев: "А почему не удалось? Нет согласия пока?"
"Да, нет согласия. Позиция Министерства обороны и других ведомств по ряду случаев достаточно жёсткая", - ответил глава Росавиации.
"Ну так может лучше эту жизнь улучшить и просто заставить всех договориться? Мне кажется, что так и надо поступить. Ну а чего, если мы хотим создать универсальный инструмент, – значит нужно проявить какую-то настойчивость", - заявил глава правительства.
Другая проблема. Раньше каждый аэропорт в Москве имел свои направления: из Шереметьева летали на север, из Внукова - на юг, из Домодедова - на восток. Сейчас же эта география полетов определяется тем, где выгоднее размещаться авиакомпании. Иными словами в небе настоящая каша. И расхлебывать ее приходиться диспетчерам, раскраивая небо на сотни кусочков. Они делают это на экранах, которым больше 30 лет, и ждут переезда - рядом строится новый центр управления воздушным движением. Руководители с гордостью рапортуют Медведеву о том, что он заработает через полгода, но их подчиненные в этом сильно сомневаются.
"Вот сегодня мы слышим, что 15 декабря 2012 года новый Московский центр будет функционировать. Международная практика показывает, что за такой короткий промежуток времени, который у нас остался, и с той базой, которую мы имеем. А мы имеем базу, в которой даже нельзя провести совещание, заседание вот такое, потому что здание строится полтора года, но мы до сих пор не можем провести там заседание какое-то или совещание", - сказал старший диспетчер районного диспетчерского центра по организации воздушного движения Михаил Ватулин.
Дмитрий Медведев: "Я как раз спросил: почему мы не там сидим?"
"Так вот, за оставшееся время установить оборудование, отладить, установить программное обеспечение, переучить людей и всё, что положено сделать, – это нереально.", - отметил старший диспетчер районного диспетчерского центра по организации воздушного движения М. Ватулин.
"Это не меньше, чем два года. Чего тогда писали такие сроки? В общем, хочу, чтобы в этом вопросе тоже окончательно разобрались. Контрольный срок – 15 декабря для сдачи основного объекта не в эксплуатацию, а в смысле просто подготовки самого помещения и монтажа оборудования – никто не отменяет", - заявил премьер.
Из нового центра управления полетами будут контролировать все, что происходит в небе над Центральной Россией. А это больше половины всех полетов, совершающихся в нашей стране. В этом зале будут работать всего 90 человек. На каждом из них колоссальная ответственность - от одного диспетчера зависит сохранность нескольких сотен человеческих жизней, ежеминутно. Кроме сложнейших технических знаний, все, кто здесь работает, должны иметь отличный английский и железные нервы.
"Рубашка потеет, пот выступает на лбу. Ситуации такие часто бывают: экипаж неадекватно выполняет команды диспетчера, и предпринимает наборы или отвороты, которые не были согласованы с диспетчером. Поэтому на пенсию мы выходим с 50 лет", - говорит диспетчер аэроузлового диспетчерского центра по организации воздушного движения Вячеслав Лебедев.
Несмотря на большой социальный пакет и приличную зарплату - диспетчер в Москве получает больше 100 тыс рублей, молодых специалистов здесь не так много. Не выдерживают напряжения. Пожаловавшись и на это Медведеву, регулировщики воздушного движения отправляются по своим рабочим местам - им предстоит сейчас отправить премьерский борт в дальний рейс.