Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
31 мая 2012, 21:34

ГМИИ имени Пушкина отмечает столетний юбилей

Кубические портреты Пикассо, марокканские пейзажи Матисса, работы Ван Гога, Гогена. Так московский зритель знакомился с национализированными шедеврами. Первый в мире музей современного искусства. Метрополитен в Нью-Йорке откроют только через пять лет. В Пушкинском заботливо собрали макет музея, который не существует уже пол века, коллекцию которого поделили с Эрмитажем. После чего учебный "Музей изящных искусств", где были собраны копии сокровищ со всего мира, сам стал сокровищем современной живописи.

Пушкинский стал окном в Европу, островом авангардных идей в море советского соцреализма. Правда, расформированные богатства ГМНЗИ (Музея нового западного искусства) сначала спрятали в запасники. Зрители рассмотреть буржуазное искусство смогли только после смерти Сталина. Как только выставили шедевры на показ, будто в благодарность в Москве организовал выставку сам Пикассо.

Вслед за маэстро залы музея заполонили картины Леже, Тышлера, чьи только имена вызывали у власти оскомину. А потом и вовсе все смешалось: рядом с портретами Серова красовались работы Ренуара. Такая реорганизация своих же экспонатов гремела ярче привезенных. Пушкинский начали сравнивать с Таганкой. Смелость хрупкой на вид новой начальницы Ирины Антоновой никто не мог объяснить.

"Если входишь в полный клинч, как в боксе, в противостояние, тогда ты решаешь для себя, или ты продолжаешь работать или, сознавая правоту, говоришь: ну тогда без меня", - рассказывает Ирина Антонова.

Труднее, чем 10 авангардных, было показать одну классическую картину. Вполне понятно, отчего в столице случилось помешательство. С шести утра у Пушкинского занимали очереди, чтобы хотя бы на несколько секунд задержать взгляд на одном из самых знаменитых портретов человечества. "Джоконда", пролетая над Москвой, возвращаясь из Японии в Лувр, неожиданно для всех музеев мира, остановилась. Потому что Ирина Антонова убедила в этом Екатерину Фурцеву - министра культуры тех лет.

"Думаю, она никогда больше не отправится в путешествие - она слишком хрупкая для дальних поездок. В том же 1974 году, после Москвы и Японии, "Джоконда" слетала в Америку - больше мы ее не отпускали", - говорит президент Музея Лувр Анри Лоретт.

Через несколько лет после "Джоконды" в Москву отпустили почти весь авангардный Париж. Выставку 1981 года в Пушкинском так и называют - главной в XX столетии. Куда шли смотреть не столько на французских гостей, сколько на своих - Малевича, Кандинского, Шагала, их показывали впервые. В музее говорят: так началась перестройка, за несколько лет до официальной.

"Перед тем, как приехать в Москву, выставка открылась в Париже. И мы с наслаждением увидели Кандинского и других. Что творилось у вас я сам не видел, но слышал - в Москве были такие же очереди, как и у нас. Вот только в истории нашего музея - это были вообще первые очереди", - говорит директор Музея современного искусства в Национальном центре искусства и культуры им. Жоржа Помпиду Альфред Пакмен.

Обменные выставки - уникальные юридически. До этого в Советском Союзе просто не было законов, которые бы диктовали правила привоза шедевров и условия страховки.

"Тогда вместе с дипломатами, директора музеев заключили первые основополагающие договоры. По сути, так начался период активного взаимного обмена. Понимаете, музеи - это ведь еще и очень важные центры международного взаимопонимания и сотрудничества. В этом их, если хотите, политическая роль", - говорит директор музея "Метрополитен" Томас Кэмпбелл.

Это был прорыв в музейном деле для всего Советского Союза. Пушкинский экспериментировать продолжает. Скульптуры голливудской звезды Джины Лоллобриджиды, политические эпосы "Коммерсанта", или вовсе первые в России не концептуальные, а просто красивые, модные выставки. Понятного и ясного курса "все для зрителя" держится директор, вокруг которого держится все остальное уже полвека.

"Экстраординарная женщина! Я знаю ее очень давно, потому что я тоже давно работаю в Лувре. Антонова - это бабушка всех музеев", - говорит об Ирине Антоновой президент Музея Лувр Анри Лоретт.

"Она никогда не устает. Вот, представляете, она не пропускает ни одного собрания нашего музейного международного комитета - прилетит в любой уголок мира", - сообщил директор Музея современного искусства в Национальном Центре искусства и культуры им. Жоржа Помпиду Альфред Пакмен.

"Вот как она спорит - понимаете, интересно спорит. Притом, что она очень крепкий человек, она еще и очень великодушна", - говорит директор Британского музея Нейл Макгрегор.

"Пушкинскому повезло - о нем не просто заботятся с любовью, его любят", - отмечает директор Нью-Йоркского Музея современного искусства Глен Д. Лоури.

"А такого музея в мире больше нет. Не по богатству. Он ведь и странноватый, он очень отражает историю России в художественном плане", - считает Ирина Антонова.

Новейшая история России - в многочасовых очередях за искусством, которые уже - городская легенда. Ходить в Пушкинский стало правилом хорошего тона. А в его залах, наблюдая за прошлым, можно как и прежде уловить настроение будущего.

К 100-летию музея на нашем канале премьера - фильм Леонида Парфенова "Глаз Божий". Первую серию смотрите сразу же после сериала "Побег".

Читайте также: