Долгой и трудной оказалась дорога домой для 18-летней Марины Барлуковой
Девушка возвращалась после тяжелого лечения в Москве. Однако авиакомпания отказала ей в перевозке, ссылаясь на внутренние правила, и потребовала дополнительные справки. Впрочем, и они ситуацию не поправили.
Марина уже не плачет, но то, что сейчас творится в ее душе, не знает никто. Девушка рассматривает видеозаписи из семейного архива. Вот она - веселая и жизнерадостная, танцует. Мама Марины стоит в сторонке - едва сдерживает слезы. В Москве дочери провели курсы химиотерапии и ампутировали ногу. О занятиях танцами и речи быть не может. Теперь даже маленькое движение девочке дается с большим трудом. Боль физическая - к ней она уже привыкла. Моральную - причинили сотрудники авиакомпании "Владивосток Авиа", отказав сажать в самолет больного человека.
"Я очень расстроилась, поплакала немного, но папа меня успокоил, сказал, что не бывает безвыходных ситуаций, бывают только тяжелые решения", - рассказывает Марина Барлукова.
На борт не возьмут и точка, несмотря на наличие медицинской справки о разрешении перелета. Сотрудники компании потребовали у пассажирки дополнительные документы.
"Предоставить дополнительные справки о том, что врачи гарантируют: Марина прилетит в добром здравии. Это вообще нереально, никакой врач таких гарантий даже здоровому человеку дать не может!" - говорит Иван Барлуков.
Тем не менее, благотворительная организация такие справки сумела оформить. Но и с ними Барлукову в самолет не сажали, а Марине срочно требовалась перевязка.
"Как объяснили сотрудники авиакомпании, письма они получили, но организовать носилки - это так трудно, что в субботу они не соберут каких-то необходимых подписей в своей компании, и поэтому все переносится на понедельник", - объясняет директор программ фонда "Подари жизнь" Екатерина Чистякова.
К человеку - совсем не по-людски. За перенос рейса еще и оштрафовали. Марина не может сидеть, поэтому должна лететь только лежа. А значит, необходимы три места, плюс еще одно для отца. Штраф за каждое - две тысячи рублей. Итого - 8 тысяч.
"Данный пассажир требует особого внимания. Кабинный экипаж, бортпроводники должны четко представлять, с кем они имеют дело, к чему готовиться в период полета и каким образом воздействовать на ту или иную ситуацию, которая может граничить со здоровьем или с какими-то ситуациями пассажира", - пояснил помощник генерального директора авиакомпании "Владивосток Авиа" Александр Алексеев.
В итоге Марина с папой полетели на день позже, но уже авикомпанией "Сибирь", или S7. С ней проблем не возникло. Хотя раньше здесь тоже бывали случаи, когда билеты инвалидам охотно продавали - улыбались, рассказывали о лучшем сервисе, а потом на борт не пускали. Вероятно, перевозчик сделал выводы после судебного процесса.
Четыре года назад Наталье Присецкой отказали в полете из-за отсутствия якобы обязательного для людей с ограниченными возможностями сопровождения. И по той же причине через полгода не пустили на борт инвалида по зрению Павла Обиуха.
"Я бы хотела, чтобы авиакомпании понимали, что люди в самолетах летают не только для того, чтобы съездить в командировку или отдохнуть где-то на Лазурном берегу. В стране есть больные люди, их много, им надо летать, и часто этот перелет на операцию - спасение жизни. И что очень многим можно летать без медицинского сопровождения, но и с медицинским сопровождением тоже самолеты летают", - говорит директор программ фонда "Подари жизнь" Екатерина Чистякова.
И Наталье Присецкой, и Павлу Обиуху по решению суда тогда были выплачены компенсации за моральный вред. Не исключено, что судебные разбирательства коснутся и компанию "Владивосток Авиа". О подаче иска Барлуковы пока еще не думали. Но историей уже заинтересовалась транспортная прокуратура.
"В настоящее время выясняются причины отказа в перевозке маломобильного пассажира и причины по которым взимали штрафы за невыполненную перевозку. В случае их взимания, в соответствии с действующим воздушным законодательством, в случае прекращения действия договора перевозки по инициативе перевозчика, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку", - сообщила старший помощник прокурора Приморской транспортной прокуратуры Кристина Ильинская.
У каждой авиакомпании - свои правила перевозки. Однако в данном случае этими правилами "Владивосток Авиа" нарушила федеральное законодательство, ведь у Марины была на руках и справка, был и сопровождающий. А значит, и проблемы с перелетом возникнуть никак не могли.
"Это нарушение прав потребителей, нарушение прав человека. Очевидно, что отсутствие этого перелета - это угроза для жизни, которая абсолютно недопустима. Авиакомпании в большинстве перевозят, а те, кто это не делает, с ними должны разбираться прокуроры", - сказал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
В июне Марине снова нужно возвращаться в Москву - на курсы повторной химиотерапии. И важно, чтобы после такого тяжелого перелета у девушки оставались силы и надежда на выздоровление.