Японский автомобиль с радиацией стал головной болью для нескольких инстанций Приморья
Автомобилистов Приморья кроме состояния наших дорог ко всему прочему волнуют ещё проблемы безопасности самих машин, ввезённых из Японии. Речь о транспортных средствах, которые оказались заражены радиацией после аварии на АЭС "Фукусима". И хотя на таможне большинство таких машин удается выявить и отправить обратно, бывают исключения.
Табличка со знаком радиационной опасности. За ограждением - аварийный японский автомобиль, который новый владелец собирался отремонтировать России. Гамма-излучение от него в два раза выше естественного фона. Кроме того, как установили эксперты, от иномарки идёт ещё и более вредное бета-излучение. Что делать с этой машиной, долго не знали ни таможенники, ни её владелец. Спор затянулся на полгода.
"Основными санитарными правилами радиационной безопасности наличие бета-загрязнения на объектах, применяемых в хозяйственной деятельности, не допускается", - поясняет начальник отдела радиационного контроля Владивостокской таможни Александр Помыканов.
С начала года в Приморье из Японии привезли уже почти 100 машин со следами загрязнения после прошлогодней аварии на АЭС "Фукусима". Каждую из них радиационный контроль отсеивал уже при выгрузке, и иномарки сразу отправлялись на тех же теплоходах обратно.
Попадая в порт, любая машина проходит как минимум через 4 кордона радиационного контроля. Стойки "Янтарь" особо чувствительны к любому излучению. Но по стечению обстоятельств "Хонда", прежде чем её остановили, благополучно миновала сразу несколько таких рамок.
Возможно, дело в том, что сначала машина "путешествовала" по территории порта на автовозе. Его борта могли приглушить излучение. Инспекторы пропустили машину. Её покупатель Иван Безбородов оплатил погрузку-выгрузку, таможенную пошлину и экологический сбор. Проблемы возникли, когда новый хозяин забирал автомобиль.
Только на выезде со склада рамка показала превышение радиационного фона.
"Когда я выезжал, зазвенели эти вышки, мне сказали - покиньте автомобиль, вызвали сотрудника Роспотребнадзора, он приехал с аппаратурой, всё измерили - она, естественно, превышает", - говорит Иван Безбородов.
Иван добавляет: не его вина, что машина оказалась загрязнённой. Он покупал её заочно на аукционе в Японии. Продавцы были готовы забрать авто и оплатить обратную перевозку. Однако иномарка стоит на складе не один месяц. Всё это время чиновники не могли решить, как оформить возврат. Ведь случай беспрецедентный - сначала товар прошёл через таможню, а уже потом выяснилось, что он радиоактивный! Точку поставил суд: владелец должен написать заявление об отказе от машины, и как можно скорей отправить её назад. Но при этом с Ивана требуют 24 тысячи рублей за хранение автомобиля на портовом складе.
"Я считаю, что это незаконно. С нашей стороны по договору условия все были соблюдены. Со стороны таможни, соответственно, нет", - отмечает Иван Безбородов.
Иван пока не знает, станет ли оспаривать решение суда. Одно, говорит, радует: ездить на радиоактивной иномарке он не будет.