Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
27 марта 2012, 09:14

Американский изобретатель, который для выполнения простейших действий придумывает сложнейшие схемы

Путь к славе американского изобретателя Джозефа Хершера был невероятно сложен. Он вообще не ищёт лёгких путей - это его фирменный стиль. Для решения простейшей задачи он придумывает сложнейшие схемы. Например, казалось бы, что может быть проще, чем разбить яйцо. Хершеру для того, чтобы придумать, как это сделать, потребовалось 7 месяцев.

Абсолютно бесполезное устройство, но на зрителей, коих в интернете уже миллионы, оно неизменно производит магический эффект: оторваться от экрана невозможно. Цепная реакция несколько минут подряд приводит в движение сотни различных предметов. Сложнейшим образом. При том что задача агрегата всегда абсурдно проста - например, поливка цветов. Для чего, спросите вы, всё это? Он любит этот вопрос.

"Это должно быть забавно, конечно! Это самое главное в этом деле!" - убеждён Джозеф Хершер.

Случилось так, что молодой программист Джозеф однажды прочел про машины Голдберга и попробовал смастерить что-то подобное сам. Да так увлекся, что теперь его как гуру приглашают с лекциями в институты, где он рассказывает предысторию: в XX веке жил карикатурист Руб Голдберг, который всю свою жизнь, потакая пристрастию американцев к техническим новинкам, публиковал чрезвычайно запутанные схемы своих чрезвычайно бесполезных изобретений. Например, многоступенчатое устройство для автоматического вытирания салфеткой губ в процессе приема пищи. Подобные агрегаты и называют машинами Голдберга.

Руб Голдберг был теоретиком, превратившим этот абсурд в настоящее искусство. Будучи его последователем и, что важно, практиком, Джозеф Хершер решил начать, казалось бы, с простого - с яйца. Раз - и разбито. Но это элементарное действие, превращенное в искусство - страшно сказать - стоило Джозефу 7 месяцев кропотливой работы.

Важен был не результат, а именно процесс. Динамика жидкостей и газов, законы механики, сила трения скольжения, инерция и равновесие. Все так, но Джозеф создавал всё интуитивно. Многоходовая комбинация - и яйцо наконец-то разбито. Минифильму, снятому без единой склейки, предшествовали 600 дублей съемки: без сбоев должен был сработать каждый участок машины. Публика в восторге. Секрет восторга - в простоте сложного.

"Я изучал математику, но я не использую ее. У меня нет специальных знаний физики или инженерного дела. Всё, что я сделал, я хотел бы, чтобы другие люди понимали это. Если я придумаю что-то слишком умное или слишком механическое, и люди не поймут, как это работает, это покажется занудством", - говорит Джозеф Хершер.

Как и подавляющее большинство современников, Джозеф живет в плену полезных машин: кофемолки, тостеры и прочее. Но он оказывается в меньшинстве пользователей этих машин, когда терзается сомнениями в их истинной пользе.

"Когда-то я собирался сделать машину, которая выключала бы свет в комнате, самым неэффективным способом из всех возможных. Используя максимальное количество энергии. Иногда люди говорят, вы должны, например, перерабатывать бумажные отходы, а иногда - что переработка занимает куда больше энергии, чем реально помогает. И я хотел выразить свою собственную растерянность перед ответом - что же все-таки правильно", - говорит Джозеф Хершер.

Век машин Джозефа короткий. После видеосъемки каждая из них разбирается и сразу начинается напряженный поиск идей для нового агрегата. Запчастью становятся копеечные вещицы с полок магазинов - от продуктовых до хозяйственных.

Недавно изобретателя осенило, что чем-то маленьким в сложной машине может быть живой хомяк. И он купил его.

Честер, ставший уже любимцем, подставляет розовый живот для поглаживаний и частью последней машины Голдберга быть не желает. Доволен ли он судьбой? Вопрос без ответа. Но в Америке вряд ли найдется второй хомяк, который мог бы похвастаться той же славой.

"Да нет, я не знал, сработает ли фен. У меня было много разных идей. Сначала я думал, что если будет вещь, которую я буду поджигать, то дым от нее заставить Честера бежать по клетке - но ничего подобного! Эксперимент показал, что срабатывает только фен", - говорит Джозеф Хершер.

В нужный момент Честер с блеском исполняет свою роль, приводя в движение все следующие отсеки механизма. И всё для того, чтобы в финале просто перевернулась страница газеты. Снято. Значит - еще один агрегат уходит в утиль.

 

Читайте также: