В Московском Кремле открылась уникальная выставка скульптур Генри Мура
Диалог древности и авангарда. Музей Московского Кремля впервые принимает выставку, на которой представлены скульптуры XX века. Сюда привезли одну из самых удивительных коллекций - произведения Генри Мура. Уникальность еще и в том, что в российских собраниях нет ни одной работы этого знаменитого британца.
Интригующие сквозные проемы, иллюзорные лабиринты… Самый загадочный и узнаваемый британский скульптор, в его работах и что-то от таинственных городов инков и ацтеков, и от сюрреалистов, а кому-то может показаться, это наивные детские фигурки из пластилина. В начале ХХ века он совершил переворот. Больше никакой помпезности. Скульптуры не просто можно – нужно трогать руками.
Даже на тему войны Генри Мур делал не величественные мемориалы - то ли это женщина с опушенными плечами, то ли просто скала; или шлем с отверстиями - как будто ранами в сердце, нанесенными войной.
По словам куратора выставки, искусствоведа Зельфиры Трегуловой, Генри Муру удалось вернуть скульптуре "то градообразующее значение, которое она играла в эпоху Ренессанса или Барокко". "Я смею утверждать, что это действительно самый выдающийся скульптор ХХ века", - подчеркнула искусствовед.
Не сотворить женскую фигуру из камня, а разглядеть ее в камне - задача художника. Из бронзы, мрамора, свинца, бетона, его работы порой выглядят так, что сразу не поймешь, касалась ли их вообще рука человека. Эти скульптуры проделали долгое путешествие из Англии, на грузовиках, паромах, и вот современное искусство впервые в стенах Кремля.
Многие работы, представленные в Кремле лишь миниатюры, чтобы осознать масштаб, достаточно представить - на самом деле они в разы больше, в арках и проемах можно свободно гулять. Зеленый ковер тоже не случайно, ведь Генри Мур любил повторять: природа и небо - лучшее окружение для моих скульптур.
"Мой отец всегда умел играть с пространством и со зрителем, - рассказывает его единственная дочь Мэри Мур, прилетевшая в Москву на открытие выставки, - все зависит от угла зрения".
"В поезде никогда не читаю газет - смотрю в окно на пробегающие мимо ландшафты, чтобы не пропустить что-то важное", - признавался Генри Мур. А его мастерская всегда была завалена всевозможными ветками деревьев, осколками камней, ракушками. Именно они становились для него источником вдохновения.
Родившийся в графстве Йоркшир с бескрайними полями и высокими холмами Генри Мур говорил: "Скульптура - это искусство, предназначенное жить под открытым небом". И его работы живут, буквально пронизанные светом, на площадях и в парках в самых разных уголках мира.