«Народная экономика» о том, как разобраться с оформлением недвижимости
Телефонное право, или как, не выходя из дома, разобраться с оформлением своей недвижимости? О новой услуге "Росреестра" сегодня "Народная экономика", но сначала о правах потребителей банковских услуг.
250 тысяч исков граждан подано в прошлом году к финансово-кредитным учреждениям. Это данные из Верховного суда, которые анализировали эксперты, чтобы понять причины денежных споров. Оказалось, пишет "Российская газета", банкиры трактуют прорехи в законодательстве в свою пользу, зачастую отвечая на претензии клиентов одной статьей гражданского кодекса: граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Но в типовые документы сегодня вносятся пункты, налагающие дополнительную нагрузку на тех же заемщиков.
К примеру, комиссии за рассмотрение заявки, выдачу, сопровождение кредита, что существенно увеличивает ставку, на которую изначально согласился потребитель. Нарушают его права и так называемые аннуитентные платежи, когда клиент банка сначала выплачивает проценты, не сокращая основной долг, что противоречит его праву досрочного погашения займов, ведь проценты должны брать только за время пользования заемными средствами. Вывод экспертов: нужно срочно доработать закон о потребительском кредите, с учетом, что потребитель банковских услуг - пока слабая сторона.
Без малого 30 миллионов заявлений рассмотрено в прошлом году органами Росрееста. Это бумаги по сделкам купли-продажи недвижимости, дарения, передачи прав собственности и оформления дачной амнистии, которая хоть и действует уже 5 лет, но все равно вызывает массу вопросов у людей, заинтересованных в упрощенной регистрации своих загородных домов.
В этом году, по прогнозам, заявок меньше точно не будет. А вот с вопросами частично разобрались. По крайней мере, теперь не нужно выстаивать очередь за консультацией - какие бумаги в какие сроки куда нести. Чтобы получить ответ, нужно лишь дозвониться по единому для всей страны номеру - там и на прием запишут.
Ирина Коробкова показывает новый номер телефона с сайта Росреестра и улыбается: он - волшебный. Объясняет: позвонив в так называемый колл-центр, вы решите все вопросы, связанные с регистрацией недвижимости и земельных участков, которые раньше заставляли понервничать. Ирина несколько месяцев пыталась зарегистрировать офис в центре Курска, но тогда безуспешно.
"Просто невозможные были очереди. И с пяти утра занимали, и на холоде стояли, и на руках писали номера очередные, многие уходили", - рассказывает Ирина Коробкова.
"Существовало три агентства: Росрегистрация, Роснедвижимость, Роскартография. Все они между собой взаимодействовали как отдельные три ведомства. У каждого был свой федеральный закон, на основании которых они действовали. И потребитель, бегая в этом круге: муниципальный орган, орган БТИ, Росрегистрация, Роснедвижимость, он был как белка в колесе иногда", - считает зам. руководителя "осреестра Сергей Сапельников.
Чтобы потребитель не бегал как белка в колесе, и не переплачивал коммерческим консультативным центрам, в Росреестре запустили сайт со всей необходимой справочной информацией, а затем ввели электронную очередь в местных отделениях.
Чтобы сдать документы без очереди, нужно заранее записаться на прием, в местном отделении Росреестра есть даже специальный терминал. Нажимаешь на кнопку - и специалист уже ждет. Все то же самое можно сделать, не выходя из дома, позвонив в колл-центр.
Первый центр телефонного обслуживания только что открыли в Курске. Операторы принимают звонки со всей России.
"Наши услуги предоставляются бесплатно по контактному телефону. Позвонив нам, специалист ведомственного центра проконсультирует заявителя по объему и составу документа", - рассказывает руководитель ведомственного центра телефонного обслуживания Росреестра Сергей Сальников.
То есть, даже если вы живете, к примеру, в Магадане, звоните в Курск. И вас записывают на прием в ближайшее магаданское отделение Росреестра, попутно объяснив, какие бумаги нужно взять с собой. Специалисты могут консультировать людей по любому вопросу, связанному с недвижимостью и земельными участками.
"Наиболее часто задаваемые вопросы, это запись на прием, статус готовности документов, состав необходимых документов для регистрации права собственности, для постановки на учет", - рассказывает специалист Ведомственного центра телефонного обслуживания Росреестра Лилия Зубкова.
Пока такой центр один, операторов еще набирают, и нужно время, чтобы подготовить этих молодых сотрудников и научить их взаимодействовать со специалистами из разных городов. Но скоро, обещают в Росреестре, откроют еще два колл-центра - в Казани и Екатеринбурге. Они будут работать круглосуточно и быстро, так, что людям, возможно, даже не придется ждать на линии ответа оператора. А через год специалисты смогут давать не только справки, но еще и юридические советы. Так что люди смогут сэкономить не только время, но и деньги.
Знак качества возвращается, или, точнее, его хотят вернуть российские производители и поставщики продовольственных товаров. По их идее, проект этот должен быть государственным, открытым для всех желающих. Чтобы, по итогам конкурса, лучшие из лучших могли бы привлечь к себе внимание покупателей, повысив одновременно престиж отечественных продуктов. А пока, может, глядя друг на друга, 90% производителей пользуются неграмотностью потребителей, большинство которых, как показывают опросы, не могут разобраться с информацией о пищевой ценности и покупают йогурты с красителями как десерт с натуральными ягодами, химическую колбасу как мясную, конфеты из сои вместо шоколадных, поверив агрессивной рекламе или высокой цене, которая не всегда показатель качества.
Впрочем, не только нам сложно понять, что написано на этикетке. По данных глобальных исследований, это проблема для 60% потребителей всего мира.