20 января юбилей у режиссера Владимира Хотиненко
Ему исполняется 60. Известность Хотиненко принесли фильмы, снятые в эпоху перестройки. Размышления о поведении человека, оказавшегося, по сути, в экстремальных условиях, оказались близки зрителю. С тех пор каждая работа мастера становится заметным событием в мире кино.
40 лет назад Владимир Хотиненко впервые увидел "Голгофу" художника Николая Ге. Тогда в воображении свердловского студента - будущего архитектора Володи Хотиненко - эта картина приобрела движение и звук. А еще ему стало жарко от раскаленного солнцем воздуха.
О том, что спустя десятилетие, выбирая место съемок каждой новой картины, он так же будет чувствовать вибрацию будущих событий, Хотиненко даже не мог себе представить. Он не собирался быть режиссером. Хотя в 10 лет в провинциальном Славгороде, когда он курил отцовские сигареты "Памир", его озарило. "Видимо, это так эмоционально пробило меня, что я запомнил во всех подробностях: моросящий дождь, цигарку промокшую, плесень на заборе, и главное – чувство тоски, которое доселе не испытывал. В Москву, в Москву!" - вспоминает Владимир Хотиненко.
В Москве после премьеры картины "Зеркало для героя" - пронзительных воспоминаний о детстве - зрители в 2,5-тысячном зале не могли разойтись за полночь.
Эта была уже режиссерская слава. Малоизвестный актерский эпизод в фильме "Родня", где Хотиненко работал ассистентом Никиты Михалкова. Случайная встреча со знаменитым режиссером в Свердловске в начале 70-х годов кардинально изменила жизнь молодого архитектора. Хотиненко стал снимать кино - непохожее, волнующее, глубокое.
Каждый из новых фильмов был потрясением: "Макаров", "Мусульманин", "72 метра", "Поп". Зрители привыкли: в его картинах - блестящие актеры. А актеры, в свою очередь, привыкли: на съемках у Хотиненко - блестящая атмосфера. "У меня методы мягкие. Любовью, любовью, любовью все нужно делать!" - уверен Владимир Хотиненко.
Он бесконечно деликатен. На провал актеров реагирует лишь удивлением, на удачу - заразительно смеется. Не верить Хотиненко невозможно, говорят студенты его мастерской во ВГИКе, даже когда он дает задание снять кино на мобильный телефон. "А как же пленка, спецэффекты, деньги?" - спрашивают будущие режиссеры. "Пустое", - отвечает мэтр. "Я студентам пытаюсь это объяснить: важно, чтобы вы не абстрактно хотели, а чтобы из вас это перло. А когда будет переть, тогда снимете на все, что угодно!" - считает кинорежиссер Хотиненко.
В пятом классе Володю Хотиненко за плохое поведение выгнали из школы и запретили ходить в единственный городской кинотеатр. Это было самым страшным в жизни. Теперь Хотиненко уверен: что бы ни было, его уже не разлучить с кино. Он будет искать натуру, писать сценарии, придумывать, снимать. Даже если под рукой не окажется ничего, кроме мобильного телефона.