Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
2 ноября 2011, 18:00

Выводы комиссии МАК о катастрофе Як-42 в Ярославле

Особое внимание сегодня было приковано к пресс-конференции Межгосударственного авиационного комитета. На ней озвучили итоги расследования причин катастрофы в Ярославле - той самой, в результате которой погибла хоккейная команда "Локомотив". Основной вывод - ошибка экипажа. Выяснилось, что одного из пилотов вообще не должны были допустить к тому полёту.

Они точно давили на тормоза при взлете, и сколько бы иных нарушений не выявила комиссия, именно этот фактор в первую очередь привел к катастрофе. Но почему взлетая пилот притормаживал? Причина в той самой микроскопической ошибке - неправильном положении ног.

"Ошибочные обжатия тормозных педалей в процессе разбега возможно, если ноги пилота находятся на тормозных площадках", - сказал председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета /МАК/ Алексей Морозов.

Летчики-испытатели во время экспериментов семь раз в точности повторили пробег злополучного Як-42 и подтвердили - они бы взлетели и не завалились бы на крыло, если бы не тормоза.

"Мы сначала произвели нормальный взлет с моментами установки рулей во взлетное положение в соответствие со взлетом при аварии  И на этих скоростях он должен был уже лететь. Но при торможении нос не поднимался, и машина продолжала движение по полосе", - сообщил Василий Севастьянов, летчик испытатель.

Это следствие первой причины МАК выяснила - и командир судна, и второй пилот большую часть своего летного опыта приобрели на машине иного класса. КВС налетал на Як-40 4700 часов. Втрое больше, чем на ЯК-42. Второй пилот вообще был опытнейшим летчиком с налетом на Як-40 13 с половиной тысяч часов, но не на Як-42. И ничего бы страшного, если бы в компании "Як Сервис" к переобучению и подготовке экипажей для работы на машинах иного класса относились как должно.

"Переучивание командира воздушного судна /КВС/ и второго пилота на Як-42 проходило с грубым нарушением действующих нормативных документов. Переучивание проводилось с освоением и выполнением полетов на другом, отличающемся, в том числе педалями, типе воздушного судна, - самолете Як-40, что повлияло на негатив перенос навыков пилотирования и управления", - заключил председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета /МАК/ Алексей Морозов.

А вот в чем причина той катастрофически неправильной постановки ног на тормоз. На Як-40 ступни плотно лежат на педали, а на Як-42 их положение, как во время управления автомобилем.

То чего вообще не должно было произойти - появление в экипаже человека с заболеванием, которое оказывает негативное влияние на нервную систему, в частности, на координацию движений ног. А это был второй пилот, самый опытный человек в кабине управления. И в его крови обнаружен фенобарбитал. Медики не должны были допустить его к полетам.

Алексей Морозов со ссылкой на наблюдавшего второго пилота невролога сообщил, что с 2000 года у второго пилота отмечается снижение рефлексов на ногах, а с 2005 года и на руках. "Что косвенно говорит о поражении периферических нервов, то есть развития у него полинейропатического синдрома. В подтверждение указанного говорит назначенное врачом-неврологом в 2007 году, к которому второй пилот обращался в частном порядке, препарата нейромедин, который применяется для улучшения нервно-мышечной передачи. Полинейропатический синдром проявляется, в том числе в нарушении координации движения ног и контроля их пространственного положения. В результате расстройства поверхностной и глубокой чувствительности нижних конечностей", - пояснил председатель технической комиссии.

"В организме второго пилота обнаружен фенобарбитал - препарат, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему, запрещенный к применению пилотами", - сообщил председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета /МАК/ Алексей Морозов.

То есть компания "Як Сервис" к медицинскому контролю относилась так, что об обеспечении безопасности и речи не было.

В последний момент командир испугавшись дернул штурвал от себя, бортинженер решил, что взлет отменяется и снизил обороты. Но окрик второго пилота заставил КВС опять пойти на взлет, а двигатели набрать нужную мощь уже не успели.

Они могли успеть остановиться, если бы приняли такое решение в секунду, когда приняли другое. Это стало очевидно в ходе экспериментов, как и то, что грешить на длину взлетной полосы, качество топлива, и исправность всех систем самолета нужды нет. Человеческий фактор и в этом случае причина катастрофы. Хотя МАК выявлением виновных не занимается. Теперь слово следствию.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей