Темой Четвертой биеннале современного искусства в Москве стало переписывание миров
В Москве открывается четвертая биеннале современного искусства. Ее тему обозначили так: "Переписывая миры". Но более 80 художников из 33 стран решили миры не только переписывать, но поджигать, сверлить, запускать, проецировать. Одним словом, активно менять.
Художник запускает игрушечный самолет, скульптор сверлит до дыр свое произведение, техники беспрерывно играют на цифровой арфе. Может показаться странным, но монтаж выставки идет по плану. Правда, на этой стадии отличить искусство от жизни порой сложно.
Если здесь о чем-нибудь и говорят так только о спичках. 13-й день, в несколько смен, методично волонтеры ваяют уникальное произведение - транспортировать его дальше невозможно.
Художники из Франции приехали в Москву. Увидели большую белую стену и решили: быть карте в семь раз больше запланированного. Что означает для волонтеров: воткнуть не 50 тысяч спичек, а 350 тысяч. Втыкать спички в стену, оказалось, ювелирная работа. Чтобы покрыть площадь хотя бы сантиметр на сантиметр нужно 10 минут. Руки немеют почти сразу.
Каждая спичка - человек. На карте - Португалия, Испания, Греция, Италия - по мнению авторов, самые социально неустойчивые страны Европы. Вспыхнуть могут в любой момент. И вспыхнут - к концу биеннале карту подожгут. Акция наделает не только шуму, но и дыму.
"Это тенденция - люди гораздо активнее относятся к тому, что видят. Традиционная тишина музейная становится редкостью", - говорит комиссар московской биеннале Иосиф Бакштейн.
Крик души немецкого художника. Беззвучно, но красочно рушится любимый берлинский квартал. На бумажные макеты проецируется история. Торговые лавки, кафе, фасады зданий. На следующем кадре их сносят. Выстраивают заново.
Философский текст. В прямом смысле. Литовские художники уже два года работают над переводом книги Александра Кукаркина. Это - строки из нее. А именно: дискуссия о реалистичном и абстрактном искусстве, кибернетике и идеологии будущего. Какие места занимать, чтобы продолжить разговор, сколько он может продлиться, да и собственно, что к беседе подтолкнет, авторы решили не конкретизировать. Это ограничит зрителя.
"Вы задаете очень практические вопросы. А искусство не всегда, понимаете, практическое. Это как философия", - говорит художник Гедеминас Урбонас.
Написать свой текст сможет каждый посетитель выставки. В печатной машинке - компьютерная проекция. От такого смешения эпох - непредсказуемые последствия.
Чтобы увидеть все своими глазами, придется потрудиться и напечатать хотя бы несколько слов своими руками. Мухи, которые живут на страницах виртуальной книги своей жизнью, без желания зрителя даже не вылетят. Так и современное искусство.
"В России есть очень важное понятие для современного мира: "поступок" - вы так это называете. Зритель должен его совершить, чтобы картина ожила. Вот этим и отличаемся от модерна. Раньше искусство было автономным, а теперь взаимодействие необходимо", - рассказывает комиссар биеннале Петер Вайбель.
Произведение только тогда искусство, когда так считает зритель, настаивает распорядитель этого почти революционного хауса. Должность которого так и называется - комиссар биеннале. А пока посетитель не скажет, эти провода, краски и мерцающая электроника - только предложение: творить вместе. Для концептуальных экспериментов мир искусства откроется сегодня вечером.