На фестивале в Венеции состоялась премьера фильма Александра Сокурова «Фауст»
Несмолкающими овациями встретила Венеция картину Александра Сокурова "Фауст". Это единственная российская лента, представленная в основной программе кинофестиваля, и, судя по реакции зрителей и критиков, - один из наиболее вероятных претендентов на "Золотого льва".
Ехать на премьеру своего фильма Александр Сокуров не собирался. Именитому и всем миром признанному режиссеру в престижных зарубежных киносмотрах досадно не везет: его мечтают видеть в Каннах, обожают в Венеции, но "Пальмовую ветвь" и "Золотого льва" не дают. "Небольшой я сторонник конкурсов, и конкурсная вся эта стряпня мне очень не нравится. Но надо быть, потому что надо как-то помочь фильму стартовать, начать жить", - сказал режиссер Александр Сокуров.
Для съемок фильма под Прагой построили целый город. В нем скрупулезно воссоздали атмосферу Германии начала XIX века, когда Гете писал Фауста: что ели, что пили, что носили в ту эпоху - педантичная достоверность в деталях влетела продюсерам в копеечку. Съемки не раз останавливали. Фильм едва успел к фестивалю.
Звезд, за которыми охотятся глянцевые журналы, в картине нет. За исключением, пожалуй, Ханны Шигула, сыгравшей крошечную роль. Австрийцы, чехи, исландцы - актеров Сокуров искал по всей Европе, добиваясь максимального попадания в образ. Фауст - немец Йоханнес Цайлер. Мефистофель - Антон Адасинский, уехавший из России много лет назад и обосновавшийся в Германии.
Фильм звучит по-немецки. Сокуров счел, что экранизация фундаментального в мировой литературе произведения должна сохранить язык автора. Для него Гете - это все. "Это фундамент европейской литературной цивилизации. Если бы не было Гете, по моему представлению, не понятно какой был бы Пушкин, и не знаю, был бы вообще Достоевский или нет", - считает режиссер Александр Сокуров.
Впрочем, экранизацией картину Сокурова все же назвать нельзя. Режиссер читает между гетевских строк. Поединок Фауста и Мефистофеля, извечная борьба добра и зла достигает у него предельного накала.
"Два персонажа - Фауст и Мефистофель - у Сокурова слишком близки. И вы даже в какой тот момент не понимаете, особенно в конце фильма, кто есть кто. Кто тянет вперед, кто останавливается, роли меняются", - говорит исполнитель роли Фауста Йоханнес Цайлер.
Венецианская публика встретила премьеру 10-минутной овацией. "Его можно смотреть даже без звука. Я собираюсь пересмотреть его еще раз, чтобы снова просто насладиться этими съемками. Это уже не просто кино, а что-то идущее дальше", - говорит один из зрителей. "Я не ожидала такого. Очень сложно. Я ждала другого Фауста, поближе к Гете", - отметила зрительница. "Когда читаешь Гете, даже представить не можешь такой изобразительный ряд. Но когда видишь фильм Сокурова, понимаешь, что Гете должен быть именно таким", - убежден еще один из посетителей фестиваля.
Еще до начала фестиваля фильм Александра Сокурова числился в фаворитах, наиболее вероятных претендентах на главную награду - "Золотого венецианского льва". И публика, кажется, не разочарована. Как оценит "Фауста" жюри во главе с американским режиссером Дарреном Аранофски, станет ясно в эту субботу, 10 сентября, когда фестиваль будет подводить итоги.