Лига арабских государств признала переходное правительство Ливии
У здания посольства Ливии в Москве больше не развевается флаг Джамахирии времён Каддафи. Впрочем, в отличие от своих коллег в ряде других стран, ливийские дипломаты, работающие в России, пока заменили зелёный стяг триколором оппозиции. От комментариев они пока воздерживаются.
Тем временем Лига арабских государств сегодня официально признала Переходный национальный совет Ливии в качестве законного представителя интересов страны. В самой Ливии освобождены четверо итальянских журналистов, которые накануне были задержаны сторонниками Каддафи.
Ночью была такая канонада, что казалось, будто либо повстанцы берут какое-либо здание, либо, напротив, силы, верные Каддафи, пытаются отбить часть территории Триполи у повстанческих войск. Журналистам удалось поговорить со сторонниками Каддафи. У них свое представление о происходящем.
Они говорят, что повстанцы, вошедшие в город с запада, не встретили сопротивления, потому что регулярные войска находятся сейчас на востоке и ведут там бои, а здесь были всего лишь небольшие части охраны правительственных зданий. Они-то и вступали в боевые столкновения с повстанцами, которые не получили в Триполи какого-то серьезного сопротивления.
Видимо, так себе они и представляли все эти месяцы боев: праздник победы в сердце ливийской столицы и нескончаемая пальба в воздух, к которой мир за полгода привык, ненасытная эйфория, в которой кажется счастливы захлебнуться и лозунги, что на этой площади несколько дней назад никто из них не решился бы произнести: "Чао, Каддафи, ты нам не нужен, теперь мы свободны".
Чему точно сложно найти объяснение: почему этих малоорганизованных, неприкрытых бронетехникой людей с автоматами Калашникова за все это время никто так и не попытался выбить с площади, которая за 40 с лишним лет стала таким же символом режима, как и сам Каддафи.
Знаменитую Зеленую площадь в центре города теперь повстанцы называют площадью мучеников. Так уже вторую ночь. Но это не означает, что повстанцы контролируют весь город. По-прежнему в разных его частях слышны выстрелы и совершенно не факт, что это только выстрелы радости и салют.
Правда, отыскать признаки присутствия в Триполи подразделений верных Каддафи этой ночью не удалось. Грохот залпов, что журналисты слышат из отелей, принимая за перестрелки и бои, вполне может быть тем же повстанческим салютом.
В Триполи один блокпост оппозиционеров следует за другим, каждые 200 метров заграждения из того, что под рукой, хотя бы и мусорный бак. Излишне напряженных лиц не замечено. Похоже, действительно не свои здесь уже не ездят.
"Солдаты Каддафи исчезли, убежали, кто-то примкнул к повстанцам, в их руках Триполи и весь ливийский народ", - говорит житель Триполи.
Даже если это правда хотя бы на половину, Триполи - еще не вся Ливия. На главном автопереходе из Туниса пограничники верны Джамахирии, и через него в страну по-прежнему не попасть. Путь, по которому теперь журналисты пробираются в ливийскую столицу, в сотнях километрах от главных дорог, в той части пустыни, что в руках оппозиции, а ее бойцам, конечно, сейчас не до охраны границ.
Границу Туниса и Ливии впервые за десятилетия сейчас можно пересечь пешком, без визы. Паспорт со штампом у вас попросят на тунисской стороне. На ливийской стороне спрашивать некому. У поста пограничного контроля два человека в военной форме с символикой оппозиционных сил - представители армии оппозиции. Вместо зеленого знамени теперь флаг оппозиционеров. И дорога, которая идет на Триполи, теперь под контролем противников Каддафи.
И теперь здесь возможно всякое: самолет из Бенгази сел на дозаправку прямо на дорогу, с нее же и взлетел. Свои чудеса на каждом блокпосту. Здесь, к примеру, гражданам, что едут в Триполи, можно получить автомат под роспись. Нужны ли еще люди с оружием ливийской столице? Что точно может скоро понадобится тем повстанцам, кто добрался, - боеприпасы, иначе скоро отмечать успех будет нечем.