На аварийной АЭС «Фукусима» в Японии продолжаются работы по охлаждению реакторов
Почти у половины детей, эвакуированных из японской префектуры Фукусима, в организме найдены следы радиоактивных веществ. Это показали результаты тщательного обследования. Тем временем на АЭС, пострадавшей от землетрясения и цунами, продолжаются работы по охлаждению аварийных реакторов. Не прекращаются и сильные подземные толчки.
Полицейские блокпосты сейчас стоят на всех дорогах, ведущих атомной станции. По-японски вежливо, патруль развернул обратно и съемочную группу Первого канала, объяснив, что в первую очередь заботится о нашей же безопасности.
Граница 20-километровой зоны вокруг станции "Фукусима-1" пролегла через город Минамисома, разделив его невидимой стеной на две части. Там за кордоном больше не живут местные жители. В этой части города населению рекомендовано выходить на улицу используя средства индивидуальной защиты. Проехать на зараженную территорию сейчас можно только сотрудникам атомной станции. Всем остальным в случае нарушения режима грозит штраф в размере 1200 долларов или даже тюремное заключение.
Минамисома постепенно пустеет. Из 75 тысяч жителей в городе остались 25. Люди стараются уехать подальше, но не у всех есть такая возможность. В школах и спортзалах власти читают лекции, о радиации, ее влиянии на человека и как от нее защититься. После того, как в семье Сато появился персональный дозиметр, они дважды переезжали все дальше от "Фукусимы-1". "Больше всего я беспокоилась за наших детей, ходить в школу в Минамисома теперь не безопасно", - пояснила свои действия Юми Сато. Личные вещи из зараженного дома им запретили брать с собой, поэтому во временном жилище у супругов Сато только самое необходимое. Спальные мешки, газовая печь. Запасы риса и воды. И конечно так называемая "тревожная сумка". Тут немного еды, фонарики, батарейки, полиэтиленовая канистра, плащи и обязательно радиоприемник, чтобы слушать предупреждения о землетрясениях и цунами.
Сразу после трагедии 11 марта в Японии было создано специальное министерство по вопросам восстановления страны, но пока оно не в силах справится с ситуацией — глава этого ведомства Рю Мацумото на днях ушел в отставку. Критика в адрес правительства звучит среди населения все чаще. Многие пострадавшие до сих пор не получили никакой помощи — ни компенсаций, ни медицинских услуг, как, например, Кимура Кэнтаро. Он работал на станции "Фукусима-1" специалистом систем охлаждения и находился в нескольких метрах от в реакторного корпуса, когда прошли первые толчки. Кимура-сан успел эвакуироваться до удара цунами, но за эти 20 минут получил годовую дозу облучения. "Теперь я уволился, и во время прохождения медосмотра мне сказали, что я облучен, при этом пока ни компания-работодатель, ни правительство не сообщали мне ничего о компенсациях или какой-то помощи, буду ждать", - рассказал пострадавший.
Деревушка Кавамате расположена примерно в 50 километрах от станции "Фукусима-1" и официально не входит в опасную зону, поэтому людей из нее не выселяют и крестьяне продолжают заниматься своим делом, выращивают рис и овощи. А между тем счетчик Гейгера здесь показывает местами от 150 до 200 микрорентген в час. Для сравнения, нормальным фоном в России считается излучение от 1 до 30 микрорентген в час. Постоянные дожди и ветра неравномерно разносят радиоактивную пыль по прилегающим районам. Недавно правительство было вынуждено расширить зону добровольной эвакуации. Это значит, можно выехать из нее, и тогда получить компенсацию. Те, кто по каким-то причинам решил остаться — пытаются бороться с радиацией сами: моют стены, крыши и водосточные канавы. После такой обработки уровень заражения снижается в 4 раза.
Условных границ радиационного карантина не существует для животных и птиц. Местные жители нашли ласточку недалеко от блокпоста в Минамисома: крылья в порядке, но птица не улетала и подпустила к себе людей. Сердобольные японцы дали ей воды, и с волнением обсуждали, что же с ней случилось – не прилетела ли она со стороны разрушенной станции.