Громкая премьера в Москве — Джон Малкович поет, играет, соблазняет
Московская публика услышала исповедь великого обольстителя и покорителя женских сердец Казановы. В российскую столицу привезли спектакль "Вариации Джакомо". В главной роли – мировая звезда Джон Малкович, а образы всех представительниц прекрасного пола, которых так любил Казанова, воплотила несравненная Ингеборга Дапкунайте. Спектакль полон смелых экспериментов и парадоксов. А в последний момент в его драматургию вмешались обстоятельства непреодолимой силы. И – получились "Московские вариации Джакомо".
Нужно, по крайней мере, быть Джоном Малковичем, чтобы пойти на такое - запеть знаменитые оперные арии Моцарта в унисон с профессиональными вокалистами. Но, ведь и его герой - знаменитый Джакомо Казанова - на что только не шел ради обольщения очередной красотки.
"Я хорошо понимаю Казанову, но это не значит, что я все в нем принимаю. Его привязанность к женщинам объяснется тем, что в детстве ему не хватало материнской заботы. А поступал он так, потому что не понимал, что значит быть джентльменом. Хотя он был одаренным человеком. Казанова изобрел лотерею, был талантливым математиком, дипломатом и шпионом", - рассказал Джон Малкович.
Ингеборга Дапкунайте говорит, что для нее этот спектакль - до сих пор загадка. "Что это - опера, драма, комедия, трагедия?, - недоумевает она. - Я каждый раз играю и удивляюсь: "Они еще и хлопают нам!..." Потому что он очень странный".
Спектакль "Вариации Джакомо" уже увидели зрители Вены, Люксембурга и других городов. Камзолы с расшитыми манжетами, роскошные платья с кринолинами. Над спектаклем работали лучшие театральные костюмеры. Но здесь вышел небольшой конфуз, и зрители увидели великолепные костюмы только на афишах. Отчего именно этот спектакль тут же назвали "Московская вариация Джакомо". Впрочем, и сам Казанова писал в мемуарах, что повторы убивают, а вариации, напротив, очаровывают.
Перед началом московской премьеры организаторы фестиваля "Черешневый лес" объяснили зрителям, что самолет с костюмами и декорациями задержался, но актеры решились не портить вечер, а играть в том, в чем пришли на репетицию. Похоже, ни Ингеборгу Дапкунайте, ни Джона Малковича не смутило, что герои XVIII века стали так похожи на наших современников.
"По-моему, это уже наша восьмая работа с Ингой; она оказывает огромное влияние на мою работу и мою жизнь вот уже 20 лет, и я обожаю играть с ней, - рассказал Джон Малкович. - Наверное, нет никого в мире, с кем бы я предпочел играть в такой сложной постановке, как эта!"
Оркестранты, а спектакль идет в живом музыкальном сопровождении, похоже, единственные, кто были готовы к такому повороту событий – все инструменты и партитутры не выпускали из рук даже в самолете. А необходимые по ходу действия письма, дневники, трости и, конечно, кровать Казановы, буквально в последний момент подобрали в одном из театров Москвы.
Среди зрителей, спешивших, но опоздавших на спектакль, оказался знаменитый сербский режиссер Эмир Кустурица. Он считает, что "Вариации Джакомо" - это возможность поговорить с собственной душой. "Я приду сюда на следующий спектакль, чтобы от начала и до конца насладиться работой моего друга, - сказал режиссер. - Сегодня я просто хотел увидеть это место и подарить Джону букет в знак моего почтения".
Тем же, кто два с половиной часа следил за метаниями уже пожилого Казановы, который по-прежнему пытается соблазнять, то и дело, вспоминая свое бурное прошлое, даже столь аскетичная вариация спектакля показалась интригующей.
"На самом деле, костюмы и декорации - это все отошло на второй план. Не это имеет значение. Имеет значение тема, которую они играют - любовь, страсть", - считает актер Евгений Миронов.
Впрочем, и сам Джон Малкович, которого журналисты застали уже на выходе из театра, пережидающим дождь, признался, что Казанова и в этот вечер был как всегда, на высоте.
"По-моему, все прошло отлично! Ничего же страшного не случилось! Я благодарен всем кто был со мной на сцене, и спасибо зрителям за понимание и поддержку!", - сказал актер.
И, как выяснилось, труппа все-таки вздохнула свободно. Сегодня зрители смотрят полноценный спектакль – костюмы и декорации подвезли в театр буквально в последний момент.