Знаменитая пилотажная группа «Стрижи» отмечает 20-летний юбилей
Пилотажная группа "Стрижи" отмечает юбилей. Она в небе - уже 20 лет. И за это время покорила своим мастерством не только россиян. Летчикам-асам рукоплескали в десятках стран. На их счету - немало рекордов. Особенно эффектно смотрится совместная программа с "Русскими витязями", которую можно будет увидеть и сегодня.
Словно оправдывая свое название, "Стрижи", бросая вызов земному притяжению, практически по вертикали уходят в небо. Шестерка асов высшего пилотажа. Они демонстрируют один из его самых сложных видов - синхронный полет в плотном строю, когда расстояние между крыльями самолетов - не более метра, а от хвоста впереди летящей машины до кабины следующей - не более трех.
У этих головокружительных воздушных маневров на скорости под 1000 км в час одна цель - удивлять и восхищать. Выступление такого уровня - это всегда полет на грани человеческих и технических возможностей. Чтобы стать одним из "Стрижей", мало быть просто первоклассным летчиком. В команду принимают лишь тех, кто по-настоящему увлечен небом.
"Мы учитываем стремление летчика летать", - рассказывает командир группы высшего пилотажа "Стрижи" Валерий Морозов.
По его словам, без этого стремления ничего хорошего не выйдет, несмотря на все достоинства летчика.
Свою первую высоту они покорили еще в 1991 году. 6 мая на авиабазе в подмосковной Кубинке считается днем "Стрижей" - в этот день знаменитая шестерка впервые продемонстрировала оригинальную показательную программу. Через 2 года российских асов признают лучшей пилотажной группой мира. Их козырем станет красота, изящество, легкость.
Какой ценой это дается, майор Денис Кузнецов понял сразу, как только оказался в составе "Стрижей". Свой первый полет он до сих пор помнит в деталях.
"Я хорошо запомнил момент, когда ручку сжимал до такой степени, что после полета остался на руке отпечаток шва кожаной перчатки", - рассказывает Денис Кузнецов.
Шестилетий сын Кузнецова, Никита, не пропускает ни одного авиашоу в Кубинке и уже различает в небе "бочки" и "косые петли". От многоэтажек, где живут офицерские семьи, до аэродрома - всего несколько километров. Когда над Кубинкой начинаются тренировочные полеты, весь город слышит - ученья идут.
Вот уже 8 лет "Стрижи" и "Русские витязи", которые отпраздновали двадцатилетний юбилей меньше месяца назад, выступают с совместной пилотажной программой. Их коронная фигура - так называемый "большой ромб" или "кубинский бриллиант", когда в одном строю с МиГами в синхронном полете - пять Су-27. Совместный пилотаж разных по классу, весу, аэродинамике самолетов не удавался никому в мире. 4 года назад "Стрижи" и "Русские витязи" произвели фурор - вместе в одном строю синхронно выполнив переворот "бочку". Впервые в истории авиации.
"Каждый человек должен с полуслова понимать, во-первых, ведущего, а во вторых - своих товарищей по группе, потому что малейшая твоя ошибка может привести к ошибке другого, - рассказывает штурман группы высшего пилотажа "Стрижи" Игорь Соколов. - Поэтому слаженность на первом месте".
На авиашоу российские асы - в числе признанных лидеров. Их фигуры высшего пилотажа - предмет зависти коллег по цеху.
"В частности, например, китайцы так и не поняли, как мы выполняем "бочку" с перестроением из колонны в ромб. Мы попытались и на пальцах объяснить. Хотя их группа пилотажная летает великолепно", - рассказывает Игорь Соколов.
К юбилею "Стрижи" подготовили новую пилотажную программу. В одном строю с опытными пилотами - молодые летчики. Это значит, что нынешний юбилей у "Стрижей" далеко не последний, а, как говорят военные пилоты, крайний.