В Брюсселе проходит «круглый стол» по вопросам сотрудничества России и НАТО
Главная тема заседания — противоракетная оборона. Наша страна предлагает создать не две отдельные, а одну, взаимодополняющую систему ПРО. В дискуссии на эту тему принимают участие представители России и НАТО, а также дипломаты, журналисты и другие эксперты.
А во времена "холодной войны", когда о подобных переговорах не могло быть и речи, советские ученые создали уникальный поезд. Он мог запускать межконтинентальные баллистические ракеты и был неуязвим для противника. Имя конструктора Алексея Уткина хранилось в секрете почти полвека.
БЖРК — боевой железнодорожный ракетный комплекс — реальное доказательство того, что для таких ученых, как Уткины, неразрешимых задач не бывает. Например, ядерная ракета была гораздо длиннее рефрижераторного вагона. Сопла пришлось спрятать внутрь двигателя, а обтекатель получился складным. На недавно рассекреченных кадрах видно — при запуске он раскрывается, как зонтик. Но самое удивительное — устойчивость вагона. Уже через пять минут после запуска состав отправлялся в путь. А ведь пламя из сопла ракеты должно было бы сжечь весь поезд, а рельсы и насыпь разметать в стороны.
В Музее железнодорожной техники ракету поставили в вертикальное положение, для наглядности. И закрепили стальными растяжками. Когда это увидели конструкторы БЖРК, долго смеялись. Комплекс устроен так, что ракета не упадет не только от ураганного ветра, но и от ударной волны ядерного взрыва!
К 1991 году по железным дорогам страны ходили 12 поездов. Каждый нес по 3 ракеты с 10 боеголовкам. Ни один спутник, никакая наземная аппаратура так и не смогли отследить их перемещения. Космодром на колесах, или "Скальпель", как назвали БЖРК американцы за точность и неуязвимость, прослужил чуть больше 10 лет. По Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений, "Скальпель" пустили под нож. Алексей Федорович совершенно не жалеет об уничтоженном детище. "А что жалеть? Удалось создать технику, которая позволила жить мирно нашей стране многие годы и по сей день", - говорит ученый.
В рабочем кабинете Алексей Уткин хранит реликвию — часть обшивки последнего БЖРК. И мечтает вручить медали каждому, кто принял участие в его создании. Сколько их — не знает никто: над проектом работали полторы сотни предприятий 30 министерств и ведомств СССР.