В столице открывается выставка совершенных музыкальных инструментов
Бесценная коллекция музыкальных инструментов впервые представлена на выставке, открывшейся в Москве. Среди её экспонатов - легендарные скрипки Амати, Страдивари и Гварнери, которые до сих пор крайне редко покидали пределы спецхранилищ, а широкой публике не показывались вовсе. Их страховая стоимость исчисляется миллионами.
На бронированной машине, в условиях абсолютной секретности к музею Глинки приезжают именитые гости: Страдивари, Амати, Гварнери.
Музей музыкальной культуры имени Глинки - новый дом для старинных скрипок, альтов и виолончелей. До этого государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов хранилась в музейном фонде России. 19 особо ценных ее экземпляров широкой публике не показывали ни разу.
К выставке в музее Глинки готовятся с особым трепетом. К шедеврам прикасаются только в белоснежных перчатках, фиксируют каждую их трещинку. На столе - почти вся история скрипичного дела. От работ Гаспаро да Сало - прародителя скрипки - до произведений его ученика Николо Амати и двух его подмастерьев - Антонио Страдивари и Джузеппе дель Джезу.
Совершенные формой и звуком. Россия собирала их веками. В 19 - меценаты покупали шедевры и дарили консерватории. После революции наблюдательный комитет во главе с солистом оркестра Большого театра, товарищем Кубацким, конфисковывал скрипки из богатых дворянских домов.
Заглавная нота коллекции - скрипка Страдивари, выполненная за год до его смерти. Одна из последних работ мастера. Долгие годы считалась безвозвратно утерянной. Ее искали по всему миру. А нашли в Юсуповском дворце Санкт-Петербурга. Шедевр был замурован в подвальную стену.
В 1919 году хозяин дворца Феликс Юсупов и его жена Ирина Романова, племянница Николая Второго, в спешке бежали из России. Страдивари вынужденно оставили в родной стране. Спрятали до лучших времен. Замершие в своих кофрах на музейных столах они знают и другую жизнь.
Судьба этих инструментов - возрождать магию звука через века. До переезда в музей Глинки уникальные скрипки, как старинные рукописи из закрытых архивов библиотеки, выдавали по абонементу. Совершенно бесплатно арендовать Страдивари мог и знаменитый на весь мир музыкант, и просто талантливый ученик. К большому беспокойству реставраторов госколлекции.
Амиран Оганезе, заведующий реставрационной мастерской Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки: "Это один из самых редких инструментов, какие есть во всем мире! Он попал в руки одного музыканта, который случайно на него сел! И вот здесь появилась трещина".
Михаил Брызгалов, директор Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки: "Мы можем в те моменты, когда на них никто не играет, выставлять их для того, чтобы наши посетители могли увидеть воочию эти знаменитые скрипки".
Хранители просят посетителей выставки не удивляться, если однажды в витрине они увидят пустое место. Значит, под охраной, скрипка уехала на концерт.