Под Псковом обнаружен сбитый советский самолет времен Великой Отечественной войны
Рядом с обнаруженным самолетом найдены останки членов экипажа. В офицерском планшете оказалось удостоверение на имя капитана Советской армии Аврама Литвиненко. Архивы подсказали: он был награжден, но не успел получить орден Красной Звезды. Имена еще двух безвестных героев только предстоит вписать в летопись той войны.
Работы под дождем в болоте, по пояс в воде, на месте падения военного самолета Р-5, временно приостановлены. Причина веская. Поисковый отряд из Пскова обнаружил человеческие останки, одежду и оружие. А в изорванном планшете - на него обратили внимание в последнюю очередь - находились хорошо сохранившиеся документы.
Здесь же погоны капитана, его карточка из военкомата - "призван Белоцерковским военкоматом города Киева, письма - едва различимы фамилии Кубиков и Конев. Рядом - останки еще 2 человек. Они, полагают поисковики, летели без документов, - скорее всего, для выполнения задания в тылу врага. Литвиненко - единственный, у кого при себе было удостоверение. Среди погибших, скорее всего, была и женщина.
В архивах Минобороны нашлось личное дело Литвиненко. Аврам Яковлевич родился в 1917 году на Украине. В селе Лисовка, Карненского района Житомирской области. Женат. В справке о смерти указано: "Погиб в конце марта 1944-го в горящем самолете при выполнении боевого задания".
Эта деталь особенно заинтересовала поисковиков. Они полагают, что кто-то из пилотов, а, может быть и оба, все же спаслись. Тем более, что останков летчиков обнаружить пока не удалось. А сообщить своим о гибели Литвиненко кроме них было некому.
Михаил Романов, руководитель поисковой экспедиции: "Летчики выпрыгнули и, видимо, сообщили, что самолет сгорел, о чем в документах такое вот сообщение".
Об упавшем биплане поисковикам сообщили местные жители, а опознали - по изъеденному ржавчиной шасси.
Двигатель весом в полтонны - это самая тяжелая для подъема часть самолета. При ударе о землю силовая установка ушла на глубину 5-6 метров. Поднимать из заболоченной почвы ее приходится при помощи мощной лебедки. Фактически - вручную. Технике сюда не подобраться. На месте, где в 1944 году упал сбитый Р-5, сегодня густой лес.
Рядом с обломками самолета поисковики нашли немецкие пули крупного калибра. Слабозащищенный и тихоходный биплан Р-5 изготавливали почти целиком из дерева, как предполагают историки, был атакован вражеским истребителем. И советский самолет стал легкой добычей противника.
Сегодня Р-5 - большая редкость. В России есть лишь единственный экземпляр - в Центральном музее ВВС в подмосковном Монино. Его собирали по крупицам - из уцелевших агрегатов разбившихся самолетов. Но этот образец, как говорят специалисты, для полетов непригоден. Цель же поисковиков и историков из проекта "Крылатая память Победы" - не просто восстановить биплан Р-5, а поставить раритет на крыло.
Алексей Солдаткин, старший научный сотрудник Центрального музея военно-воздушных сил: "Чтобы самолет полетел, надо восстановить и создать новый двигатель того же конструктора, только восстановить и создать такой. Надо полностью сделать новый самолет, все силовые конструкции".
Впереди - непростая архивная работа. Необходимо установить имена всех членов экипажа поднятого самолета. А еще найти родных Аврама Литвиненко и передать им орден Красной звезды. При жизни эту награду сам капитан получить не успел.