Главное политическое событие минувшей недели — официальный визит на Украину Президента России
Этот визит стал логическим продолжением апрельской встречи президентов двух стран в Харькове и фактически подвел черту под серией встреч и переговоров, которыми страны пытаются восстановить прежний уровень экономического и политического сотрудничества. Россия и Украина стирают все следы печального пребывания у власти Ющенко и его единомышленников - были подписаны серии двусторонних соглашений о сотрудничестве и делимитации границы.
Ливень и град. Киев встретил российского президента непогодой - венки к Могиле Неизвестного Солдата и свечи к мемориалу жертвам голода 1932-1933 годов президенты принесли под проливным дождем. Но в новых российско-украинских отношениях плохой погоды не бывает.
Виктор Янукович, президент Украины: "Я рад вас приветствовать, несмотря на то, что дождь немножко испортил погоду, хотя народ говорит (в Интернете уже есть оценки начала вашего визита), что такой дождь к деньгам. Посмотрим".
Дмитрий Медведев, президент России: "Насчёт погоды вы одну версию выдали, я бы мог и другую предложить. Знаете, очень хорошо, когда всё начинается с чистого листа, имея в виду какие-то сложные страницы в наших отношениях, которые были последние годы. Я надеюсь, что дождь, который прошёл, смыл всё то негативное, что было сделано в предыдущий период, и оставил нам добрую, чистую основу для развития полноценных, добросердечных, дружеских отношений между нашими странами".
О том, что между Москвой и Киевом всё теперь по-новому, стало понятно еще три недели назад в Харькове, когда были подписаны два договора: о продлении пребывания в Крыму Черноморского флота России и новые условия поставок газа на Украину. Встреча в Киеве стала, по сути, продолжением харьковского диалога: первая за много лет межгосударственная комиссия, на которой обсуждаются важнейшие вопросы отношений двух стран и подписание еще нескольких важнейших документов.
Дмитрий Медведев, президент России: "Эта комиссия, которая сегодня проходит в Киеве, я ещё раз хотел бы сказать, что очень рад тому, что это происходит именно в Киеве, в столице Украины. Это всё-таки очень важная структура, но это инструмент. Инструмент причём наивысшего уровня, во главе с президентами, дееспособный инструмент. Надеюсь, сильный инструмент, но мы должны правильным образом применить этот инструмент. А это уже зависит от политической воли сторон и от того, насколько успешно, насколько эффективно, насколько наступательно мы будем работать".
Двухдневный диалог, по словам президентов, стал навёрстыванием упущенного за 5 лет. На встрече в Киеве, после заседания межгосударственной комиссии, подписывают больше десятка документов, в том числе договоры и соглашения, которые дипломаты готовили много лет: например, о демаркации российско-украинской границы.
Но главная тема - экономика. О ней говорят все два дня, пока длится встреча, и оба президента отмечают: даже для них приятная неожиданность, как быстро восстанавливаются торговые связи между странами.
Дмитрий Медведев, президент России: "За последнее время серьезно вырос товарооборот. Я это отношу не только к тому, что наши экономики стали восстанавливаться после кризиса. 7 млрд долларов - практически в 2 раза больше, чем за аналогичный период в 2009. У нас и с другими странами вырос товарооборот. Но двукратного роста нет ни с кем. Это означает, что есть реальное оживление деловых связей".
Уже в этом году товарооборот между Россией и Украиной вырастет до 34 миллиардов долларов. Это докризисный уровень, но не предел. Через пару лет, прогнозируют президенты, страны будут торговать на 100 миллиардов в год.
Арка Дружбы народов - символ вечных братских отношений между Россией и Украиной. На этой неделе у знаменитого монумента в центре украинской столицы появился новый смысл. Украина и Россия теперь будут дружить отраслями. Экономическая интеграция должна стать двигателем новых отношений между странами.
Первыми объединятся авиаторы и судостроители. Специалисты, работающие на АНТК имени Антонова, всегда знали: без ближайших соседей украинским авиастроителям никуда. До1991 года отрасль была единым целым. По большому счету, всё, что делается под маркой "Антонов" - это совместное российско-украинское производство. Теперь это будет закреплено и на бумаге.
Алексей Федоров, председатель правления ОАК: "Российский авиапром и украинский авиапром - это звенья одной цепи, они были частью одного организма, которые оказались разорванными, и воссоединение этого организма даст очень хороший эффект и для украинских авиастроителей, для России, для Украины, для Объединенной авиастроительной корпорации".
Совместное предприятие, которое объединит российских и украинских авиастроителей, появится уже в ближайшее время. Известна и формула, по которой будут распределять обязанности и делить прибыль: 60 на 40, то есть 60% будет получать та страна, в которой самолет строится. А такая возможность есть и у России, и у Украины. Пока идет речь о трех моделях самолетов КБ "Антонова" - пассажирском Ан-148, он уже выпускается в Воронеже, модернизации одного из самых больших в мире грузовых самолетов Ан-124 "Руслан" и массовом производстве военно-транспортного Ан-70.
Николай Азаров, премьер-министр Украины: "В 2006 году мы приглашали представителей и "Боинга", и "Аэробуса", но не увидели особого энтузиазма, и поэтому у нас нет другой альтернативы, кроме совместной разработки и производства целых серий самолетов, которые выйдут на рынки России и Украины. Только после этого мы сможем всерьез говорить о рынках третьих стран".
В эксклюзивном интервью "Первому каналу" украинский премьер Николай Азаров признался: с таким же энтузиазмом на Украине ждут начала полномасштабного сотрудничества и в другой сфере, которой гордятся и Россия, и Украина - космосе. Тем более что эти отрасли двух стран тоже связаны исторически и технологически.
На возобновление отношений надеются и украинские судостроители. На заводе в Николаеве когда-то построили, а затем ремонтировали большую часть современного Черноморского флота. Теперь предприятие почти простаивает - количество заказов минимально. И сотрудничество с Россией для этого судостроительного завода - вопрос выживания.
Игорь Козырев, директор завода: "Мы хотим этого. Это решит многие вопросы, не только производственные вопросы загрузки, но и социальные: народ вернется на завод".
Вот еще перспективы. Один из самых смелых и масштабных проектов - строительство моста через Керченский пролив. Сейчас из Кубани в Крым ходит паром. А если по суше - это больше тысячи километров в объезд. Мост не только оживит торговлю, но и превратит Крым, Кубань и Краснодарский край в единую курортную зону.
И это тоже ещё не все проекты, о которых говорилось в Киеве. На первом за многие годы российско-украинском экономическом форуме обсуждались еще больше десятка идей. Украина, например, возьмется за внедрение у себя системы ГЛОНАСС, кроме того, в ближайшее время российские специалисты помогут внедрить на Украине систему единых социальных карт. Она уже действует во многих регионах России. Пластиковая карта служит одновременно и платежным средством, и проездным билетом, и медицинской карточкой в больнице, и личной карточкой в органах соцопеки. Все это - в рамках модернизации экономик двух стран.
Виктор Янукович, президент Украины: "Дмитрий Анатольевич, что вы немножко нас опередили, как говорят, на вираже, на повороте, потому что Украина немножко провалилась в экономике больше, чем Россия. И вам удалось за этот период времени значительно поднять стандарты жизни людей, особенно пенсионеров. Мы отстаём и сейчас должны принимать нестандартные решения".
Дмитрий Медведев, президент России: "Я думаю, что скорее можно использовать другое сравнение. Просто в какой-то ситуации мы активно давили на газ, а Украина перешла на пониженную передачу и ещё активно смотрела по сторонам, что происходит в других местах. В результате темпы были несколько медленнее. Тем сложнее и ответственнее задача, которая стоит и перед президентом Украины, и перед новым правительством. Я уверен, что мы сможем построить стратегическое, долгосрочное сотрудничество на взаимовыгодной, прагматичной основе".
На Украине не сомневаются: столь масштабное сотрудничество с Россией - это спасение для экономики страны. После "оранжевой пятилетки" она оказалась в ужасающем состоянии. Премьер-министр Украины Николай Азаров признается: самым сложным было восстановить дружеские отношения, испорченные предыдущей украинской властью.
Николай Азаров, премьер-министр Украины: "И вот этот вот визит - это, скажем, продвижение вперед в деле построения нормальных отношений".
Внутри Дома правительства со шлейфом негатива, оставленного Юлией Тимошенко новой украинской власти, Николай Азаров боролся другими методами. Едва зайдя в премьерский кабинет, он позвонил наместнику Киево-Печерской Лавры. За поддержкой.
Николай Азаров, премьер-министр Украины: "Я ему сказал: Павел, ты чем занимаешься? Говорит, на службу собираюсь. Я говорю, ты службу отложи, приезжай, надо чтобы освятил кабинет. Он говорит, я все понял. И вот, как ни странно, я не суеверный человек, но после этого мне стало легче".
В музее Киевского национального университета - новый экспонат. Ему как раз выбрали место в центре зала. В стеклянной витрине - чашка, из которой пил почетный гость, Дмитрий Медведев.
Максим Макарчук, глава украинского студенческого парламента: "Чашка наша родная, университетская. Решили выставить в музее – здесь есть вещи, которые многие известные люди оставляли".
Это традиция - лекции студентам главного украинского университета читают почти все высокие гости, посещающие Украину. Дмитрий Медведев здесь не впервые - в Киевском национальном университете он уже бывал 20 лет назад, на юридической конференции, еще будучи преподавателем Ленинградского университета. На этот раз получилась не лекция и не семинар - Дмитрий Медведев предпочел, чтобы студенты задавали вопросы. Любые. Аудитория попалась молодая и подкованная: в основном, будущие дипломаты и юристы. И вопросы - соответствующие.
Василий Лютый, студент факультета международный отношений: "Черноморский флот – это элемент безопасности для Европы. Но, не будет ли это элементом экспансии в разные страны? И есть ли гарантия того, что не будет следующих действий со стороны Российской Федерации?"
Дмитрий Медведев, президент России: "Ну, давайте уж тогда прямо говорить: а не будет ли Россия использовать свой Черноморский флот для того, чтобы нападать на сопредельные государства? Не будет. Мы мирная страна. Настоящие гарантии – это система международных отношений, это наши обязательства внутри Организации Объединенных Наций в соответствии с международными конвенциями, в соответствии с Заключительным актом по сотрудничеству и безопасности в Европе, я имею ввиду Хельсинский акт 1975 года, и масса других актов и международных конвенций. Поэтому этот вопрос из области таких, схоластических: будем ли мы нарушать наши международные конвенции, будем ли мы пренебрегать международным правом? Конечно, нет. Потому что для России это невыгодно".
Кроме экономики, геополитики и проблем юриспруденции, Дмитрию Медведеву пришлось поговорить со студентами и о литературе: о современной и о классической.
Дмитрий Медведев, президент России: "Если говорить честно, я читаю всякого рода скучные бумаги, которые читают обычно президенты. Это проекты документов, указов, распоряжений, законы, поступающие на подпись президенту, всякого рода доклады ведомств, министерств, шифровки спецслужб. Интересно, но до определенного предела. Иногда хочется почитать что-то нормальное, человеческое. Последнее, что читал перед отлетом к вам, - Гоголь. Получил огромное удовольствие".
Это еще полгода назад казалось практически невозможным - всего за пару дней Россия и Украина нашли ответы на вопросы, долгое время вызывавших ожесточенные споры политиков и дипломатов. И это только начало новых отношений.