85 лет назад прошли первые в нашей стране соревнования по авиамоделированию
В 1924 году в СССР прошли первые состязания летающих моделей. Спустя несколько десятилетий - это уже массовый спорт: авиамоделированием увлечены и пионеры, и гении технической мысли. Ведь при создании мини-самолетов требуются совсем не игрушечные технологии.
Репортаж Антона Войцеховского.
Говорят, вся современная цивилизация вышла из авиамоделирования. А первые летающие игрушки появились еще в средние века. Иногда указывают аж III век до нашей эры. И пусть сегодня они - это часть большого и популярного во всем мире хобби, но в одном чувствуется, кто все-таки первым поднялся в воздух. Ведь до сих пор летающие модели умеют в воздухе делать такое, что большим машинам даже не снилось.
А то, что это хобби популярно - сомнений нет. Если в Интернете есть даже ролики смешных крушений авиамоделей - это значит, во всем мире летают и снимают эти полеты чуть ли не каждый день. А Максим чуть ли не каждый день чинит модели и делает новые.
За много лет производство авиамоделей, конечно, изменилось, но суть - едва ли. Главное – понять: зачем строишь. Если только, чтобы летало - можно и деревянные планеры, похожие на те, что делали на заре авиации. А если так, чтобы было как в жизни - копия или полукопия реального самолета - все серьезней.
Максим Бояров, авиамоделист: "Ее нужно брать только в определенных местах. То есть она - как скрипка Страдивари. Если взять ее за мягкое место - она сломается".
Слева - Нидерланды. Справа - Россия. На последнем чемпионате мира в Германии было сразу видно - что такое авиамоделизм сегодня. Это уже не то, что раньше. Ведь когда-то маленькие самолеты строили, чтобы научиться делать большие. А теперь копируют большие, превращая их в маленькие. Да так, что не отличишь. И наблюдая с земли за полетом 2 F-16, только и остается, что гадать - модели летят или настоящие?
Леонид Якубович, телеведущий: "Я совершенно не представляю, как они этим управляются. Как можно управлять модельной, особенно когда она на тебя летит - это я вообще не понимаю".
Они собираются каждую неделю на выходных в поле за городом. Дети и их родители. Но родителей больше. Серьезный авиамоделизм сегодня - это, в первую очередь, увлечение взрослых.
Александр Селезень, авиамоделист: "Нет, определенного среза нет. Люди абсолютно всех направлений. Разный тип работы у всех".
Тут даже машины многих покупают с широким багажником, чтобы поместилось самое дорогое.
Александр Селезень, авиамоделист: "Средний полет - около 10-12 минут. Для того, чтобы не перегружаться, не уставать".
Даже на международных соревнованиях все модели оценивают по простому принципу: как выглядит на земле и как летает в воздухе. Еще полет по восьмерке. Мертвая петля - она же петля Нестерова. Но такое - пролет над самой землей и зависание, увидишь только когда летают модели. Авиамоделизм сегодня, как и много лет назад, - это флагман авиации. Он показывает то, к чему еще можно стремится. И многим людям дает ощущение полета. Даже если в жизни они никогда не сядут за штурвал.