Десять лет назад банды боевиков напали на республику Дагестан
Годовщина событий, за которыми следила вся Россия: в эти дни осенью 1999 завершился разгром террористов, напавших на Дагестан. Памятные мероприятия на центральной площади Махачкалы сегодня собрали около трех тысяч человек. Среди них - много участников тех боев.
Репортаж Антона Степаненко.
Они не виделись десять лет. Тогда еще майоры, начальник милиции Новолакского района Муслим Дахаев и Сергей Сковородин - командир Липецкого ОМОНа. В 1999 году его отряд прислали в Дагестан на усиление. Они были знакомы всего полторы недели до войны, а потом еще целые сутки на войне, когда на Новолакский район Дагестана напали боевики.
Сергей Сковородин, командир ОМОН Липецкой области: "Пулеметчики, гранатометчики - шквал огня. Группа за группой расстреливали по нам боекомплект. И так 12 часов".
Отряд Сковородина держал оборону в спортивной школе. В 50 метрах - райотдел милиции. О том, что омоновцы еще живы, майор Дахаев узнавал только по звукам боя. Райотдел тоже штурмовали.
Сергей Сковородин, командир ОМОН Липецкой области: "Контужены были все, ранены. Кровь шла из ушей".
Когда патронов и гранат осталось минут на 30 боя омоновцы пошли на прорыв к дагестанским милиционерам, и потом уже вместе выходили из окружения.
Муслим Дахаев, майор милиции: "Командир, говорит, вы нас здесь не оставите?"
Этот вопрос раненого омоновца поставил майора Дахаева в тупик. Он даже ответил не сразу.
Муслим Дахаев, майор: "Я не знал, как ему ответить, будто он нанес мне оскорбление. Я собрался, сказал, парень никого не оставим. Если эти люди сюда зайдут, то только через наши трупы".
Боевики дважды заявляли, что выпустят Муслима Дахаева с сотрудниками. Даже с оружием, но без липецких омоновцев. Они ушли вместе. Майор Дахаев повел их в сторону Чечни, где боевики их не ждали.
Сергей Сковородин, командир ОМОН Липецкой области: "Останься я один в этой ситуации, людей, конечно, вывели бы, но потерь было бы гораздо больше. Благодаря Муслиму, его мужеству, вышли и ребята местные, и мои омоновцы".
Дагестанское село Тухчар стоит на самой границе Дагестана с Чечней, Чечня начинается сразу за рекой Аксай. Десять лет назад одна из штурмовых колонн боевиков в Новолакский район Дагестана заходила как раз через это село. Его защищали сотрудники милиции, ополченцы и солдаты Внутренних войск.
Атикат Табиева пыталась, но не смогла спасити российского солдата. В селе Тухчар их было двенадцать человек, застава стояла на небольшой горке. Им предлагали отойти, но они приняли бой, бой до последнего патрона.
Семерым солдатам удалось выжить, их спрятали, а потом вывели из села, а пятерых боевики нашли.
Атикат Табиева показывает, где у себя в доме они прятали русского паренька. Две женщины - Атикат и её дочь - против двадцати боевиков, которые обыскивали дома.
Атикат Табиева: "Здесь уложила, мы думали - все спрятано, никому не отдадим, никто не увидит".
Внуков Атикат боевики поставили к стенке. По-другому узнать, где прячут солдат, не получалось. Но даже дети молчали. А раненый солдат лежал в дальней комнате. Там его боевики и нашли.
Атикат Табиева: "Они обещали, что сделают обмен. Иначе бы я их не пустила, пусть бы лучше застрелили меня. Они клятву давали..."
Солдат не назвал ни части, только свое имя - Алексей. Это был Алексей Полагаев - механик-водитель БМП. Атикат Табиева идет на то самое место, откуда она видела, что с Алексеем сделали боевики. Его и еще четверых солдат казнили там, где теперь стоит крест. Позже обезображенное тело Алексея она опознала только по синей футболке своего сына, в которую переодела солдата.
Захватить Дагестан боевики пытались почти полтора месяца. Ботлихский район, Кадарская зона, Новолакский район. И везде вместе с солдатами эту северокавказскую республику защищали местные милиционеры и простые жители.
Всех погибших минутой молчания почтили на центральной площади Махачкалы. Здесь собрались сотни дагестанцев в память о событиях 1999 года и в честь 10-летия разгрома боевиков.