Тактику нападения на Цхинвал грузинские власти планировали использовать в Абхазии
В руки наших военных попала трофейная карта - с планом боевых действий в этом регионе. Правда, вышло у Саакашвили всe с точностью до наоборот. Вместо победного марш-броска на Сухуми остаткам грузинских подразделений пришлось уходить из верхней части Кодорского ущелья.
О войне, которую удалось предотвратить, сегодня говорят и абхазские военные, и российские миротворцы.
Репортаж Сергея Гапонова:
Река Гумиста в этом месте в ширину метров десять - не больше, но в Абхазии ее называют самой широкой рекой в мире. Когда здесь была война, абхазцы переходили с одного берега на другой больше года.
В чистой гумистинской воде любят купаться и местные, и туристы, им вполне хватает этих десяти метров от берега до берега, и никто из них не хочет, чтобы Гумиста опять стала самой широкой. А она могла стать такой снова всего несколько дней назад.
Командующий миротворческими силами в зоне грузино-абхазского конфликта, генерал Сергей Чабан знает об этом лучше других: "Угроза нападения грузинских войск на Абхазию была вполне реальной, на границе с Гальским районом дислоцировалась пехотная и артиллерийская бригада, были готовы катера для высадки десанта".
В Кодорах грузины к началу момента агрессии против Южной Осетии сконцентрировали от двух до трех тысяч солдат и бронетехнику, несмотря на то, что по условиям соглашений между сторонами конфликта, делать этого не имели право".
Мираб Кишмария, министр обороны республики Абхазия: "То, что Министерство обороны России направило дополнительные силы в зону конфликта - это очень правильно, а то, что в Абхазии быстро и качественно была проведена эта операция - это лишний раз доказывает, что российская армия очень хорошо подготовлена, я лично знаю многих офицеров и генералов, прошедших Афганистан, и я уверен, что они никогда в беде Абхазию не оставят".
Сергей Чабан, командующий миротворческими силами в зоне конфликта: "После окончания операции по принуждению грузинской стороны к миру миротворцы продолжают службу, как и прежде, и мы проводим ряд мероприятий по стабилизации обстановки".
За сухой военной фразой "мероприятия по стабилизации" - и будничная работа на контрольно-пропускных пунктах, и ночные патрули по улицам городов и сел, и обязательное общение с представителями местных грузинских властей, тем более, что эти власти первые уже довольно охотно идут на контакт с миротворцами. Мэр города Зугдиди, например, встречается с российскими военными каждый день, а начальник плотины знаменитой Ингури ГЭС, которая находится на территории Грузии, все время на связи с генералом Чабаном.