Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
23 декабря 2004, 19:37

Стенограмма пресс-конференции Президента России Владимира Путина. Часть I


В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Нашу сегодняшнюю встречу можно назвать традиционной – каждый год мы собираемся здесь, в Кремле, по поводу подведения итогов. Правда, мы решили в этом году в таком составе в конце года собраться именно в кремлевских стенах, потому что проводить прямой эфир, в котором участвует большое количество людей, в зимних условиях не очень удобно: холодно у нас в стране в это время. Мы не отказываемся от этой формы работы, но перенесем ее на более благоприятный с точки зрения климатических условий период времени. А сегодня подведем итоги уходящего года. Разумеется, отвечу на все вопросы, которые вас интересуют.

Но начну, конечно, с итогов года. Некоторые цифры вам известны, некоторые, может быть, будут новыми. Если я повторюсь, то прошу меня извинить.

Первая цифра уже известна хорошо. Конечно, еще нужно будет более точно подсчитать, но примерный ожидаемый среднегодовой темп роста ВВП (валового внутреннего продукта) будет примерно 6,8 процента. Это примерно соответствует среднегодовым темпам роста российской экономики за последние пять лет. На душу населения в 2004 году ВВП составит около 4 тыс. долларов США, если говорить в долларовом эквиваленте. Это более чем в два раза больше, чем в 2000 году, и почти в три раза превышает показатель 1999 года.

Инвестиции в основной капитал в 2004 году увеличились более чем на 10 процентов. Чуть-чуть меньше, чем в прошлом году, но цифра неплохая. Импорт товаров увеличился почти на 25 процентов. В результате почти двукратного превышения экспорта над импортом мы имеем рекордное за последние годы сальдо торгового баланса – почти 80 млрд долларов. Причем когда я говорю об увеличении объема экспорта, то имею в виду не только стоимостное увеличение, но и увеличение физических объемов. Золотовалютные резервы страны увеличились почти на 70 процентов, приближаются к отметке 120 млрд долларов. Это рекордный показатель не только за всю историю Российской Федерации, но и Советского Союза.

Важно отметить, что впервые объем золотовалютных резервов превысил объем государственного внешнего долга. Это значит, что Россия превратилась в страну – нетто-кредитора. Экономический рост способствовал увеличению реальных, хочу это еще раз подчеркнуть, реальных – за вычетом инфляции, роста цен – располагаемых доходов населения. Они увеличились на 9 процентов, пенсии выросли примерно на 5 процентов, заработная плата, по разным подсчетам – к сожалению, точной статистики даже мне не удалось получить, – от 10 до 12,5 процента. Но 10 процентов – это точно.

Сократилось количество безработных, они у нас составляют примерно 7,4 процента от экономически активного населения. Вместе с тем нужно отметить, что это все-таки в абсолютных величинах большое количество людей – 5,5 миллиона человек. И это, конечно, вопрос, который требует постоянного внимания со стороны Правительства.

Неплохо складывались дела в сфере государственных финансов. Уже пятый год мы имеем профицит федерального бюджета. Размер стабилизационного фонда превысил 20 млрд долларов, при этом на треть был сокращен с 1999 года государственный внешний долг, а его доля в ВВП снизилась с почти 60 процентов до 20 процентов.

Одним из результатов стало присвоение России инвестиционного рейтинга уже двух ведущих мировых рейтинговых агентств. И должен сказать, что эти оценки полностью отражают экономическую практику. Если в предыдущие годы в страну поступало около 4 миллиардов долларов США прямых инвестиций ежегодно, в 2003-м – 6,2 миллиарда, в текущем году – около 10 миллиардов.

Конечно, и этого недостаточно. Но динамика положительная, и она очевидна.

Все это позволяет нам выйти на следующие рубежи и в решении социальных вопросов. Как вы знаете, с 1 января 2005 года минимальный размер оплаты возрастет на 20 процентов, с 600 до 720 рублей, и, соответственно, на 20 процентов повысится заработная плата бюджетников всех уровней. С 1 октября 2005 года минимальный размер оплаты труда увеличится еще на 11 процентов – до 800 рублей. Заработная плата работников бюджетных учреждений также возрастет на 11 процентов. В номинальном выражении за 2005 год мы планируем, что заработная плата бюджетников увеличится на треть при инфляции 8,5 процента, то есть примерно на 22,9 процента в реальном выражении.

И должен сказать, что впервые мы начали планировать вот такие повышения на два года. К маю 2006 года минимальный размер оплаты труда должен вырасти до 1100 рублей, таким образом, рост в этой сфере составит за полтора года где-то 83 процента. Разумеется, хотелось бы еще больше, но, повторяю, темпы, тенденция, на мой взгляд, являются положительными.

Вот это то, что я бы хотел сказать вначале. Я в вашем распоряжении, пожалуйста.

А.ВЕРНИЦКИЙ (Первый канал): Владимир Владимирович, Вы рассказали про экономические итоги года. С Вашей точки зрения, каковы политические итоги этого года? И по ощущениям каков был этот год високосный?

В.ПУТИН: Год не был простым не только для нашей страны, но и для всего мира. Мы знаем о достаточно напряженной ситуации во многих регионах нашей планеты, и не только на Ближнем Востоке и в Ираке, но и в других регионах. Но, несмотря на все эти катаклизмы, год заканчивается, и заканчивается в целом со знаком плюс. Хотя, без всяких сомнений, у нас, во всяком случае у меня, думаю, что практически у всех наших граждан в памяти останутся такие события, как трагедия в Беслане.

В этой связи я хотел бы сказать, что мы и впредь будем уделять необходимое внимание работе внутри страны и на международной арене, направленное на борьбу с террором, будем укреплять правоохранительные органы, будем укреплять нашу политическую систему. Вы знаете о моих предложениях по поводу нового порядка формирования руководителей регионального уровня. Закон принят. Конечно, нам нужно выработать на практике все механизмы, которые обеспечили бы, как я уже говорил, такое состояние вещей, при котором региональный руководитель чувствовал бы свою ответственность перед страной и был бы чувствителен к проблемам регионов.

И, наконец, мы переходим к новому формированию парламента по партийным спискам. Здесь тоже есть вопросы для того, чтобы подумать, как реализовать с пользой для страны эти предложения на практике. Как сделать так, чтобы эти решения привели к более сбалансированной политической системе в стране – первое. И второе: как сделать так, чтобы эти решения подтолкнули развитие многопартийности в Российской Федерации.

А.ТУМАНОВ (газета "Ваши 6 соток"): Владимир Владимирович, на прошлой пресс-конференции я тоже в первых рядах задавал Вам вопрос, если Вы помните, про садоводов и огородников. В прошлый раз Вы назвали много цифр: сколько у нас садоводов и огородников производят сельхозпродукцию. Вы это хорошо знаете, Вам подготовили. Но не знаю, сообщили Вам или нет, что сейчас ситуация такова...

В.ПУТИН: Я сам был огородником.

А.ТУМАНОВ: Да, Вы говорили об этом.

В.ПУТИН: Во всяком случае, мои родители этим занимались активно.

А.ТУМАНОВ: Вас очень цитировали, когда Вы сказали, что "горбатились" на садовом участке,

В.ПУТИН: Я так сказал?

А.ТУМАНОВ: Да, именно так.

Так вот сейчас ситуация такова, что чиновники садоводов-огородников так зажали, что сейчас идет массовый сброс этих дач, то есть люди просто бросают садовые участки. А дело в том, что садовый участок, когда он в собственности, его невозможно не продать, и просто целые товарищества забрасываются.

В.ПУТИН: Почему?

А.ТУМАНОВ: А потому, что очень дорого все. Потому что проезд дорогой, чиновники обложили всевозможными налогами. Начинают за экологию бороться. Как за экологию бороться? Значит, обложить налогом, и все на этом заканчивается. Стало невыгодно заниматься этим. И некуда обратиться. Вот шахтерам есть куда обратиться, православным есть куда обратиться. Садоводам – нет. Нет ни одной организации, которая занимается ими. Вот сейчас Общественная палата Вами организовывается, какая-то надежда появилась, что там будут люди, которые будут как-то хоть представлять интересы садоводов-огородников. Может быть, закон сейчас новый примут. Так вот меня интересует: как будет формироваться эта Общественная палата? Я читал закон, но тут дело в том, что сейчас пошли разговоры, что в Общественную палату будут чиновников, которые не пришлись ко двору, "сбрасывать", как в ссылку.

В.ПУТИН: Нет, такой вид ссылки не предусмотрен. Это первое, что я бы хотел сказать.

Второе: в отношении садоводов-огородников и их деятельности. Вы сказали сейчас показательные слова, произнесли "становится невыгодным". Это становится невыгодным и, конечно, в связи с ростом цен на энергоносители, на проезд на транспорте и так далее, тем более что много людей пожилого возраста занимается огородничеством, для них это действительно сложно. Но это невыгодным становится и в связи с другими обстоятельствами: в связи с тем, что товарный рынок заполняется продукцией, часто достаточно рентабельных производств и по приемлемым ценам; дороже получается кустарным образом производить, чем купить у оптовых продавцов эту продукцию. Тем не менее я уверен, что государство должно подумать над тем, как поддержать этот вид деятельности.

Но мы еще наверняка поговорим о так называемых льготных выплатах. Как вы знаете, там предусмотрен социальный пакет из 450 рублей, но на самом деле для людей это будет выражаться в других цифрах, в том числе это касается и проезда на железнодорожном транспорте, на пригородном железнодорожном транспорте и на пригородном транспорте вообще. Поэтому надеюсь, что эта мера позволит несколько улучшить ситуацию, хотя не исключаю, что и Общественная палата, а вместе с ней потом и Государственная Дума должны будут заняться более предметно той темой, которую Вы сейчас подняли.

А.ГАМОВ ("Комсомольская правда"): Владимир Владимирович, еще одна очень важная проблема, не менее важная, чем садово-огородная, – я насчет административной реформы. Такой ли Вы ее себе представляли? В чем Ваши надежны оправдались, а в чем нет? И почему, на Ваш взгляд, она очень медленно, слишком медленно идет в кабинете министров, в Правительстве? Спасибо.

В.ПУТИН: Вы знаете, она медленно идет не в кабинете министров, она в целом в стране медленно идет. И в общем и целом я готов тоже поулыбаться с теми, кто ожидал больших, резких изменений и не увидел этих изменений, резких и больших. Но давайте объективно посмотрим на состояние дел. Наша страна в течение длительного периода исторического развития существовала и развивалась как суперзабюрокраченная экономика и суперзабюрокраченное государство, где чиновники присвоили себе право решать всe и вся за всех. Это в сознании широких масс не только чиновников, но и тех людей, которые не имеют отношения к чиновничеству. Все привыкли ждать решения от начальников. Вы знаете, это не быстрый процесс, но мне кажется, что мы идем по правильному пути. То, что сделано в Правительстве, конечно, совершенно недостаточно, но указания направления движения правильные.

Теперь что необходимо сделать для того, чтобы и дальше двигаться в этом направлении? Нужно выработать критерии оценок деятельности различного уровня власти и управления: от федерального Правительства до муниципалитетов. Нужно начать, как мы многократно говорили, оценивать не по тому, сколько денег получает тот или иной орган управления, а по результатам его деятельности. Надеюсь, что к этому мы еще вернемся, во всяком случае, речь идет о том, чтобы платить не за факт существования, а за качество и количество предоставляемых услуг населению. Вот сейчас Правительство занимается достаточно сложной работой, которая направлена на то, чтобы выработать критерии этих оценок, причем по всем направлениям, включая в том числе и правоохранительную деятельность. Это первое.

И второе, что обязательно нужно сделать и без чего нам не добиться реальных успехов в этой сфере. Нужно, как я уже неоднократно говорил, постепенно выводить государство из тех сфер экономики, где оно присутствует необоснованно. Это, кстати, и одно из основных направлений в борьбе с коррупцией.

Г.АНИСОНЯН (газета "Ноев ковчег"): Владимир Владимирович, сегодня как никогда очевидно, важно обратить особое внимание на политику России в отношении стран Южного Кавказа, и в частности Армении, которая фактически находится в блокаде. Насколько приоритетен в этом направлении внешнеполитический курс России? Спасибо.

В.ПУТИН: Россия веками присутствовала на Кавказе вообще, на Северном Кавказе. У нее, разумеется, есть свои интересы на Южном Кавказе. Само собой, что эти интересы должны быть гармонично сочетаемыми с нашими друзьями и коллегами в Грузии, Армении, Азербайджане. Мы проводим активную политику на этом направлении. Армения относится к нашим стратегическим партнерам. Вы знаете, что у нас практически нет никаких проблем в двусторонних отношениях. Есть проблема урегулирования карабахского вопроса. Мы так же, как и по другим вопросам подобного рода, свою позицию сформулировали. Могу ее заявить еще раз.

Мы готовы выступать в качестве посредников и гарантов тех договоренностей, которые могут состояться и, надеюсь, когда-нибудь состоятся между участниками этого конфликта. Между в данном случае Арменией и Азербайджаном. Мы не хотим на длительную историческую перспективу вперед стать неблагоприятными партнерами для одной из сторон, мягко говоря. Мы не хотим брать на себя эту ответственность. Эти страны должны договориться между собой, а мы выступим гарантами и посредниками.

Что же касается других сфер наших отношений, скажем, экономической, то она развивается неплохо. Армения в этом смысле сделала неплохие шаги навстречу, а Россия – навстречу Армении, я имею в виду урегулирование всех наших задолженностей и конвертацию их в соответствующие инвестиции. Хотелось бы, чтобы правительства обеих стран действовали энергичнее и добивались больших успехов. Но, во-первых, в целом направление выбрано правильно. А во-вторых, Армения относится к нашим партнерам и на международной арене – я уж сейчас не говорю о Южном Кавказе, – а в целом мы всегда и достаточно эффективно координируем наши усилия во внешнеполитической сфере. И я бы приветствовал такое развитие отношений с Арменией в будущем. Там наша военная база находится и функционирует неплохо. Главное, что местное население довольно ее деятельностью. Многие люди нашли там работу. И она будет существовать дальше.
В.ТЕРЕХОВ (Интерфакс): Добрый день! Владимир Владимирович, у меня вопрос об энергетических компаниях. Это составная часть, важнейшая часть, вероятно, нашей экономики и социального развития. В связи с этим в одном вопросе будут...

Читайте также: