Сокращение сроков подготовки пилотов гражданской авиации: за и против
На тему о сокращении сроков обучения летчиков гражданской авиации дискутировали Директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Андрей Геннадьевич Шнырев и действительный член Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике, заслуженный пилот СССР Жорж Константинович Шишкин.
Обсуждая этот вопрос, директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Андрей Шнырев уточнил, что "речь идет не о каком-то революционном, трех- или четырехкратном уменьшении срока подготовки пилотов". Суть этой реформы состоит в "переработке направленности программы".
"Речь идет о нацеливании программы на получение критически важных знаний и навыков пилотов, - пояснил эксперт. – Во-первых, эти знания и навыки пилот будет получать в отношении тех воздушных судов, которые востребованы в компаниях. Это и "суперджеты", и Ан-148, и самолеты иностранного производства. Во-вторых, мы позволим создать профицит пилотов, чтобы авиакомпании могли выбирать лучших".
"Мы доработали существующие программы, теперь они полностью удовлетворяют стандартом ИКАО, - рассказал представитель Министерства транспорта о проделанной работе. – Введена программа 150-часовой подготовки для коммерческих пилотов. Мы утвердили новую программу для подготовки пилотов – так называемую программу MPL, которая была подготовлена и разработана нашими ведущими университетами на основе международных стандартов Международной организации гражданской авиации".
Для обеспечения работы программы "за последние 3 года было закуплено 86 самолетов, которые имеют кабины, оборудованные приборами, аналогичными тем, что примеряются на больших самолетах, а также закуплено 16 полнофункциональных тренажеров", рассказал Андрей Шнырев. А в 2011 году планируется "дополнить парк 25 современными самолетами и закупить еще 16 тренажеров".
Структура обучения пилотов гражданской авиации "практически не изменилась со времен СССР, хотя это и не очень укладывается в рыночные реалии государства", отметил Шнырев. "Мы ее меняем постепенно, - сказал он, - понимая, что должна быть преемственность поколений во время подготовки". В СССР подавляющая часть пилотов получала именно среднее образование по двухгодичной программе. А впоследствии, когда пилот планировал стать командиром, к примеру Ту-154, он заканчивал Академию в Санкт-Петербурге заочно. Такая форма вполне может существовать и в настоящее время. Никто не планирует прекращать систему высшего образования в гражданской авиации".
В заключение эксперт по гражданской авиации отметил, что "современная техника так устроена, что пилот очень часто должен выполнять процедуры автоматически". Особенно это касается аварийных ситуаций. И здесь уже бывает важно "не образование, а натренированность" пилота. В этом, по словам эксперта, и состоит суть изменений в обучении пилотов.
Заслуженный пилот СССР, действительный член Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике Жорж Шишкин, выступая против сокращения сроков подготовки пилотов гражданской авиации, предложил "вспомнить историю создания системы обучения и профессиональной подготовки пилотов гражданской авиации, которая закладывалась еще в середине XX века". "В тот период, - рассказал пилот, - на освоение в гражданскую авиацию пришло большое количество отечественных самолетов большой пассажировместимости и грузоподъемности. Стало понятно, что системы подготовки пилотов на основе двухгодичного обучения недостаточно, нужны более глубокие знания. Тогда была создана новая система, которая включала в себя 5 средних летных училищ, 2 высших летных училища, Академию гражданской авиации, Центр гражданской авиации в Ульяновске, 30 учебно-тренировочных отрядов и т.д. Она работала безотказно и безукоризненно. С такой системой мы вошли в 90-е годы и до сегодняшнего дня живем".
По мнению Жоржа Константиновича, "сегодня ситуация в некоторой степени повторяется: на эксплуатацию пришло огромное количество иностранных воздушных судов, работа летного состава усложнилась, ответственность повысилась". В такой ситуации, считает заслуженный пилот СССР, "предложение существенно сократить подготовку летного состава до 2 лет неприемлемо". По его словам, "это возврат в 50-е годы прошлого века, это снижение уровня профессиональной подготовки и снижение уровня безопасности полетов". "Безопасность полетов держится на основе надежности работы экипажа", - отметил эксперт.
Он обратил внимание на несоответствия в новых федеральных правилах подготовки пилотов. По его словам, там указано, что должен "знать и уметь пилот", но "где он должен получать свои знания, в аэроклубе или в частной школе", не указано. А это принципиальный вопрос.
Шишкин согласился, что "сегодня летчик становится больше оператором, чем пилотом". Тем не менее, он "должен уметь пилотировать, переходя на резервные и аварийные системы в полете". "Можно говорить о сокращении времени подготовки пилотов, но никоим образом нельзя говорить об изменении структуры системы, которая существует сегодня", - добавил эксперт.
Новые дискуссии о сроках обучения летчиков гражданской авиации в нашей стране начались в связи с запуском международной программы подготовки пилотов, обучение по которой будет длиться не 5 лет, а всего 18 месяцев. Стать участником программы смогут те, кто закончил 2 года обучения в техническом вузе. Эксперты спорят, отразится ли сокращение сроков подготовки пилотов на безопасности полетов.