Семейное образование: за и против
В канун первого сентября кандидат педагогических наук, доцент факультета психологии Московского государственного университета Инна Володарская и разработчик системы семейного образования Игорь Чапковский дискутируют о том, какое образование лучше - школьное ли домашнее.
Кандидат педагогических наук, доцент факультета психологии Московского государственного университета Инна Володарская считает, что семья должна принимать непосредственное участие в образовании ребенка. Однако школа, по ее мнению, – это "не только изучение тех или иных предметов". "Каждый из нас проживает в школе за 11 лет жизнь – сложную жизнь с ее плюсами и минусами. И, проживая ее, каждый ребенок учится жить в этой жизни", - говорит эксперт.
Педагог допускает, что "есть такие ситуации, когда ребенка необходимо обучать и воспитывать дома", но она не может согласиться с тем, чтобы "домашнюю школу сделали единственной формой образования, обучения и развития ребенка".
"Наша задача – не противопоставлять семейное воспитание школе, а помогать школе решать трудные проблемы, с которыми она столкнулась, помогать ей реализовывать новые стандарты образования", - заключает Володарская.
Разработчик системы семейного образования Игорь Чапковский уверен: "Школа перестала решать свою образовательную функцию. Я называю ее камерой хранения". Эксперт считает, что родители отдают детей в школу, только чтобы они были "под надзором, а не болтались по улицам".
По закону, право выбора формы обучения принадлежит родителю, отмечает специалист, поэтому многие люди, разочаровавшись в школьной системе образования, решают переводить ребенка на домашнее обучение. "У меня перед глазами прошли сотни родителей, которые обучили детей в семье, - рассказывает эксперт. – Для освоения программы 1-2 класса достаточно заниматься 1 час, а не сидеть 4 часа. У детей появляется время на занятия спортом. В то время как принудительное общение в школе ни к чему не готовит".
Чапковский добавляет, что родителей, которые решают заниматься обучением своих детей дома, меньшинство, По его мнению, "это тяжкий и вместе с тем очень радостный труд". Кроме того, эти люди подвергаются давлению со стороны системы.