Родные Палестины: паломникам из России возвращают Русскую миссию
Событие, которое можно назвать сенсационным и о котором мало кому известно: достигнута договоренность о возврате России комплекса Русской духовной миссии и Сергиева подворья в Иерусалиме. Это не просто несколько зданий в главном христианском городе мира, для России это нечто большее, всякий, кто побывал в Иерусалиме, хорошо представляет себе, где находится дом русских паломников.
Репортаж Евгения Баранова.
Есть не так много мест на Земле, где ставшее в последнее время определяющим понятие "мое" вдруг само собой вытесняется давно забытым "наше"! Здесь, в самом центре Иерусалима, в нескольких сотнях метров от Храма Гроба Господня, на так называемом русском подворье, это ощущаешь особенно остро. Вряд ли кому-нибудь из десятков тысяч русских людей, полтора века назад возводивших здесь, на Святой Земле, символ величия России, могло придти в голову, что когда-нибудь это место станет предметом торга и судебных тяжб.
Первые же шаги очарованных странников по Святой Земле повергали их в шок. Вонь рыбацких причалов, грязь портового города, крики муэдзинов с окрестных минаретов. Люди, не готовые к встрече с Востоком, легко становились жертвами проходимцев всех мастей. Паломников грабили, а случалось и убивали. В помощь нашим людям создавалось Императорское Православное Палестинское общество, трудами которого на народные деньги строилась Русская Палестина. Защищенный кусочек любимой России на такой неспокойной Святой Земле.
Павел Платонов сегодня представляет в Израиле Палестинское Общество, воссозданное в России в начале 90-ых. Все эти годы иерусалимское отделение общества ютится в маленькой комнатке, арендованной у французов в сотне метров от величественных зданий, некогда ему принадлежавших и, как казалось еще совсем недавно, потерянных для России навсегда.
Павел Платонов: "Сегодня Русский Иерусалим выглядит так. Городская тюрьма временного содержания в Елизаветинском Подворье, полицейский участок - в Николаевском, Компания по охране природы и архив министерства сельского хозяйства Израиля в красивейшем комплексе Сергиевского подворья. Кроме того, отделения муниципалитета города размещены в Русской больнице, а 2 этаж русской духовной Миссии занимает городской мировой суд, из окон которого кандальники наблюдают за монастырским укладом жизни на первом этаже".
Сергей Степашин, Председатель счетной палаты РФ, председатель ИППО: "Нюансы того позорного торга, вошедшего в историю под названием "Апельсиновая Сделка", до сегодняшнего дня остаются до конца не изученными. Так или иначе, длительная унизительная торговля русским достоянием в конце 64 года привела к тому, что из всего русского подворья в собственности России остался лишь Троицкий Собор, первый этаж Духовной миссии и небольшие площади в Сергиевском подворье".
Николай Лисовой, заместитель председателя Императорского Палестинского Общества: "После разрыва дипломатических отношений между Советским Союзом и Израилем в 1967 году, русская собственность в Иерусалиме, казалось, была утрачена окончательно. Сотрудники израильских ведомств, заселивших опустевшее подворье, все эти годы бережно хранили следы, оставленные давно и, казалось бы, навсегда ушедшей цивилизацией. Фонари, найденный на чердаке чайник, ступка для рубки капусты и лапоть - артефакты мира, о котором не то, что в Израиле, в самой России уже давно никто не вспоминал".
На самом подробном макете Иерусалима в здании городской мэрии за кубиками перспективной застройки здания Русского подворья уже трудноразличимы. Вопрос собственности на святую землю здесь всегда первый для всех. Слишком уж ее немного. Советник мэра Иерусалима Моти Леви с удивлением рассказывает о том, как совсем недавно и неожиданно быстро к решению этих вопросов приступила и Россия.
Моти Леви, советник мэра города Иерусалим: "Сегодня мы видим, какое влияние вновь приобретает в России русская церковь. Очевидно, что в этом заинтересовано и государство. Нам кажется, что в данном случае политика России неотделима от позиции Церкви. В этой связи недавний визит сюда Президента Путина - это попытка вернуться к былому величию России здесь. И то, что происходит сейчас - это прорыв!"
Весной 2005 года Владимир Путин, находясь в Израиле, впервые поставил вопрос о возвращении русской собственности, для начала хотя бы той, что бесспорно принадлежит России. Это здания Русской Духовной Миссии и Сергиевского подворья. Прошло 2 года, и вот вопрос, похоже, решен.
Сергей Степашин: "Сегодня все, кто так или иначе связан с судьбой Русского Подворья, уверены в том, что сделан только первый шаг. Пока против возможности в дальнейшем восстановить Русский Иерусалим в его первозданном виде принципиально никто не возражает. Объединение Русской Церкви, произошедшее в мае этого года, наконец, позволяет России в один голос заявлять о своих правах по всему миру. Вопрос, по большому счету, в одном. В том, чтобы сохранить волю".
Николай Лисовой: "Во внутреннем дворе Николаевского подворья, там, где сейчас полицейский участок, мы нашли капитель древней колонны. Больше 100 лет назад какой-то русский мастер сделал из нее солнечные часы, а сверху вырезал надпись. Все еще скрытая от русских глаз за стенами полицейского управления, она сейчас выглядит не столько как завещание, сколько как требование. Здесь написано: "Считай Время и Копи Вечность".