Барак Обама: с оффшорами, как с лазейкой для ухода от налогов, пора заканчивать
В 2014 году Америка была на втором месте после Европы по количеству налогов, уведенных из бюджета через офшоры - 35 миллиардов долларов. Офшорами, как финансовым инструментом, пользуются крупнейшие корпорации с вполне уважаемыми именами - от BMW до Google и Microsoft. Получается, что желаемое и действительное, которые для Белого дома не очень-то совмещаются во времени и пространстве.
С одной стороны, Обама заявляет: нужно закрыть эти лазейки – офшоры - как путь для ухода от налогов, это глобальное зло. "На Каймановых островах есть здание, в котором якобы находятся офисы 12 тысяч компаний. Это либо самое большое здание в мире, либо самая большая налоговая лазейка в мире. И я думаю, американцы знают, какой ответ правильный. Это - схема ухода от налогов, с которой пора заканчивать", - заявил он.
С другой стороны, всего в двух часах езды от Белого дома есть куда более впечатляющая "лазейка". Город Уилмингтон в штате Делавэр. Здесь в скромном невысоком здании, по документам, располагаются офисы более чем 200 тысяч компаний, в том числе, крупнейших в США. Общая стоимость их активов, по самым скромным подсчетам - 500 миллиардов долларов. И борьба с неамериканскими офшорами, давление на тех, кто держит в них деньги, выглядит, как попытка замкнуть финансовые потоки на себя, как говорили в России в 90-е. То есть, Америка сама решает, кому и как жить хорошо.
Или другой пример желаемого и действительного. Из Вашингтона в один и тот же день приходят два известия - с одной стороны, со ссылкой на источник в Минфине, агентство "Блумберг" сообщает, что возможны новые санкции против Москвы из-за "Панамского досье". С другой, Керри заявляет, что "наше отношение к Киеву после "Панамского досье" не изменится".
И еще один пример. На этой неделе, с одной стороны, выходит статья за подписью Обамы в "Вашингтон пост" - "Моральная обязанность США - избавить мир от ядерного оружия". В ней президент последовательно клянется в приверженности идеалам безъядерного мира, сотрудничестве с Россией, святости договора СНВ-3. "Я сократил количество и роль ядерного оружия в нашей стратегии национальной безопасности. Я также отказался от разработки новых ядерных боеголовок", - пишет президент США.
С другой стороны, одновременно Барак Обама обещает инвестировать в военное развитие Европы, а Пентагон в новом проекте бюджета уже предусмотрел триллион долларов на программу по созданию новых ядерных авиабомб Б61-12 - высокоточных, модернизированных, потенциально готовых к размещению на американских военных базах в Европе, где пять стран НАТО уже приступают к обновлению парка самолетов-носителей.
Дальше - реальность уже совсем искривленная. Между Россией и Америкой уже полтора десятилетия действует договор об уничтожении излишков оружейного плутония, где все четко, как положено в документе о ядерной безопасности, прописано - сколько, когда, и главное - как. Путем сжигания в ядерных реакторах.
"Где-то в начале 2000-х годов мы договорились с американцами об уничтожении оружейного плутония. Речь шла об избыточном оружейном плутонии, наработанном и американскими предприятиями, и нашими. Это тот расщепляющийся, высокоообогащенный материал, который используется для подготовки ядерного оружия. 34 тонны с обеих сторон. Мы подписали соответствующее соглашение и договорились о том, что этот материал будет уничтожаться определенным способом, а именно, промышленным. Для этого нужно было построить специальные предприятия. Мы свои обязательства выполнили, мы это предприятие построили. Наши американские партнеры - нет", - напомнил президент Владимир Путин.
То есть, Россия свой завод по сжиганию в Красноярском крае построила и показала его еще год назад. А Америка свой в Южной Каролине вроде строила, но потом решила заморозить.
"Они официально вошли в Конгресс с тем, чтобы прекратить строительство этого завода, прекратить финансирование строительства и теперь утилизировать этот плутоний не способом его сжигания в реакторах, а способом простого захоронения. Он смешивается с таким-то нейтрализатором в бочке и захоранивается. При таком захоронении остается возможность, как сказал наш президент, возвратного потенциала - то есть, в принципе, можно опять этот плутоний достать и использовать даже в военных целях", - говорит представитель РФ в Совете управляющих МАГАТЭ Григорий Берденников.
То есть, администрация президента Обамы официально вышла в Конгресс с бумагами по аннулированию бюджета, выделенного на строительство завода в Южной Каролине, мотивируя это тем, что найден иной, более выгодный и более простой способ утилизировать излишки плутония. И что якобы этот способ соответствует духу и букве подписанных с Москвой соглашений. И Россия с этим согласна. Но все это не так.
Даже людям, далеким от ядерных исследований, понятно, что уничтожать и складывать - две большие разницы. Ведь то, что предлагается сейчас, это примитивное создание искусственных плутониевых месторождений, что абсолютно противоречит всем договоренностям, не говоря уже об официальных заявлениях о разоружении. И это решение вызвало вопросы даже у сенатора от той же Южной Каролины, где строительству завода, в общем-то, были не рады.
"Я правильно понял, что мы собираемся изменить всю программу, отменить соглашение, а затем прийти к русским и попросить их согласиться с этим? Весь план в этом? Это абсолютно чокнутый план, тупейший план, который только можно придумать. Изменить курс, не зная, сколько нам это будет стоить, и надеясь, что русские согласятся!", - резко высказался Линдси Грэм
То есть, делать заявления и отвечать за заявления – это тоже две большие разницы. Как получилось и с тюрьмой в Гуантанамо. Ведь обещал Обама еще в 2008 году ее закрыть. Но до сих пор без суда и следствия обвиняемые в терроризме содержатся там годами. За два президентских срока у Обамы времени разобраться с этим так и не хватило, а ведь обещал распределить заключенных по другим тюрьмам. При этом он лишь заявляет, что закон - превыше всего.
"Они в свое время сказали, что Гуантанамо закроют. Ну и что, закрыли? Нет. До сих пор люди там в кандалах ходят, средневековье какое-то просто. И все правозащитные организации язык проглотили, никто ничего не говорит. Можете себе представить, чтобы у нас такое было? Это же даже в голову не приходит! Ладно, это касается нескольких десятков человек... Но здесь-то вопрос глобального характера, вопрос ядерной безопасности!", - напомнил президент.
То есть, если снова вспомнить об американской реакции на офшорный скандал, получается зеркальная ситуация: Вашингтон следит за тем, чтобы все соблюдали правила игры, и угрожает санкциями. При этом на себя эти правила не распространяет. Прямо как в шуточном объявлении, которое часто украшает офисные столы: "Босс всегда прав, и если не прав - смотри пункт первый".
Но проблема в том, что мир, правда, меняется. И босс в Вашингтоне - он не всем босс, как бы неприятно это Вашингтону ни было. Есть правила, есть документы, есть, в конце концов, законы. И их надо соблюдать. Или учиться их соблюдать.