Большая часть памятников Пальмиры уцелела благодаря хитрости археологов
Этот лев - копия, оригинал сейчас находится в Пальмире. Уникальность его состоит в том, что его несколько раз пытались восстановить, потому что он пострадал от времени. В 2015 пришли ИГИЛовцы и разрушили древнюю статую. Но археологи сейчас утверждают, что её снова можно восстановить. Надпись на ней гласит: "Не позволю никому убивать на моей земле".
Из окрестностей Пальмиры и ворота древнего исламского дворца, ставшие центральным входом в музей. Возможно, потому что оказались в Дамаске, они и уцелели - не попали под молот запрещенного в России ИГИЛ.
Глава Департамента по вопросам памятников древности и музеев Министерства культуры Сирии Маамун Абдулкарим по профессии - археолог. Его имя известно всему миру. Говорит, что, увидев кадры, снятые террористами, быстро понял, что разрушения не столь значительны, но решил пойти на хитрость. Он сразу дал несколько интервью, в которых сказал, что экспонаты не подлежат восстановлению. Попросил произнести те же слова своих коллег - археологов и хранителей музеев по всей планете. И это сработало. Ложь во спасение.
"Понимаете, они могли превратить все в пыль и развеять её по ветру. Я понял, что они способны на все. Но после того, что я и мои коллеги сказали в интервью, эти варвары решили, что дело сделано. Они поверили в то, что смогли уничтожить великую Пальмиру", - рассказывает генеральный директор Департамента древностей и музеев Министерства культуры Сирии Маамун Абдулкарим.
Профессор утверждает, что никакого новодела в Пальмире не будет. Предстоит долгая работа, но археологи смогут вернуть древнему городу его знакомый всей планете вид.
"У нас 2500 сотрудников, среди которых 500 - профессиональные инженеры-архитекторы. Нам нужны еще руки и знания. С Россией, которая уже предложила свою помощь, и со всем миром мы справимся с задачей. То, что сделала ваша авиация - это ювелирная работа. Я благодарю ваших летчиков не только от имени сирийцев, от имени всех людей нашей планеты. Пальмира - памятник ЮНЕСКО, достояние человечества", - говорит Маамун Абдулкарим.
Для нас открыли двери национального музея, закрытого четыре года назад. Эти тяжелые створки, каждая весом в четыре тонны, были установлены в начале войны. От старинных манускриптов остались только трафареты. То же самое и с витринами - в них нет никаких экспонатов. В сирийском Национальном музее сейчас гуляет только эхо. Туристические группы сюда не приходят, залы открыли для нас. Всё было собрано, упаковано и вывезено в очень секретное место.
По словам профессора, музейные коллекции хранятся на складах общей площадью несколько тысяч квадратных метров. Территорию охраняет сирийская армия, но даже офицеры не знают, что спрятано за опечатанными дверями.