Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
31 марта 2016, 15:06

Новые подробности появляются в скандале между Украиной и Хорватией

По вине Киева фактически лишилась истребительной авиации. По многомиллионному контракту украинская сторона должна была отремонтировать МиГи и передать ещё несколько подержанных самолётов. Но в итоге Загреб получил обратно то, что даже не может подняться в небо.

Для Хорватии — удар по обороноспособности, для Украины — очередной удар по имиджу: скандал на международном уровне - коррупция на экспорт. Согласно договору, Украина должна была отремонтировать семь истребителей МиГ-21 ВВС Хорватии плюс продать еще пять подержанных самолетов, предварительно так же отремонтировав их. После капремонта оказалось, что летать могут лишь три самолета. Скандал — на самом высоком уровне.

"Мы следим за развитием ситуации, и мы ждем результатов расследования. Но, я хочу сказать, что я обеспокоена теми сообщениями, что я получаю", - призналась президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович.

"Все находится в руках государственной прокуратуры, которая обладает полной информацией и всеми документами. Если выяснится, что кто-то виноват в том, что произошло, они не уйдут от ответственности. Мы приведем в исполнение долгосрочный план развития хорватских вооруженных сил. К концу этого года мы постараемся определиться со способом защиты нашего воздушного пространства", - сообщил министр обороны Хорватии Йосип Булевич.

Конечно, и президент Хорватии, и министр обороны комментируют сдержанно. Ведь это история о том, как мигом не стало всей истребительной авиации Хорватии. Пресса балканской страны пестрит заголовками "Наши МиГи фальшивые!".

"Наша авиация была уничтожена!" В статье приводятся подробности того, как Украина должна была повысить обороноспособность одной из стран-членов НАТО, на деле же проданные машины оказались, по сути, покрашенной грудой металлолома. 

"Расследование военной полиции показывает, что самолеты могли быть собраны из деталей, купленных в различных странах мира. Так, есть серьезные основания полагать, что фюзеляжи самолетов из Болгарии, крылья — из Алжира. Наши источники утверждают, что корпуса машин из Болгарии могут принадлежать самолетам, об уничтожении которых София отчиталась перед НАТО. Теперь вопрос в том, по каким каналам они прибыли на Украину?" – пишет хорватская пресса.

То есть, судя по всему, то, что было списано, и по документам уничтожено в Болгарии, купила Украина, немного подделала, в том числе и документы, и продала уже Хорватии. Такой вот круговорот старых советских МиГов между странами НАТО при посредничестве их важного союзника - Украины. Как выясняется, на самолетах были перебиты серийные номера. Номера запчастей не соответствуют документации. Некоторые ремонтные работы вообще не выполнены.

В ВВС Хорватии теперь говорят, неладное можно было заподозрить еще раньше. По контракту перед приемкой самолеты в Одессе должен был облетать хорватский пилот, но украинская сторона не дала этого сделать под разными предлогами - сперва ссылались на погоду, потом сообщили, что, мол, на Украине идут боевые действия, поэтому летать небезопасно. По этой причине и в Хорватию истребители отправились не своим ходом, как предполагалось, - их привезли по частям на грузовике.

С виду и в правду как новенькие. Но проблемы с истребителями начались сразу после сборки: протекали топливные баки, не работали радары, самолеты постоянно ломались. Теперь правоохранители пытаются выяснить, как так вышло, что деньги улетели, а МиГи приехали. Бывший министр обороны Хорватии, при котором и был подписан контракт, настаивает: все было прозрачно.

"У нас было два варианта проведения капитального ремонта: в Украине и в Румынии. Наш комитет - группа экспертов из инженеров, техников и офицеров решил, что лучший выбор - это Украина, где уже работали над МиГами для другой страны", - поясняет экс-министр обороны Хорватии Анте Котроманович.

Как выясняется, предложение было так же и от Израиля, но Минобороны Хорватии его рассматривать уже не стал.

Теперь военная полиция Хорватии, говоря о ремонте МиГов на Украине, все чаще употребляет слово "взятка", выясняют, кому в Минобороны заплатили за контракт, который с появлением новых деталей все больше напоминает мошенничество.

На Украине, говоря о скандале, тоже ищут чужих среди своих. И как всегда первое, что бросается в глаза, — дела семейные: один из топ-менеджеров предприятия Укрспецэкспорт, которое и занималось ремонтом хорватских самолетов - 24-летний Антон Пашинский, сын народного депутата Сергея Пашинского, он, в свою очередь, в Раде возглавляет комитет по обороне. Сохранить лицо украинской оборонки теперь пытается посол в Хорватии.

"Мы говорим о МиГ, а не о старой машине, которая находится на ярмарке в Боснии и Герцеговине в ожидании продажи. Я вас умоляю, это же военный самолет. Эта история не должна получить огласку, пока все не будет полностью проверено и исследовано", - считает посол Украины в Хорватии Александр Левченко.

Украина настаивает: самолеты хорошие, Хорватия парирует: не летают. В обеих странах ждут окончания расследования.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей