На Кипре выясняют всё новые подробности сегодняшней драмы с захватом заложников
Всё началось с угона самолёта, который летел внутриегипетским рейсом. Продолжилось - путаницей вокруг семейной ситуации одного из пассажиров, а завершиться - могло штурмом. Спецназ был наготове.
За развитием драмы в аэропорту Ларнаки мир следил несколько часов - сообщения о захвате пассажирского лайнера начали поступать рано утром. Информация приходила разрозненная, подчас противоречивая. Аэробус-320, "Египетские авиалинии", внутренний рейс Александрия - Каир. На борту - более 60 человек.
Через полчаса после взлета пилоты на какое-то время пропали со связи, а когда вернулись в эфир - рассказали, что неизвестный одиночка захватил самолет, угрожая взорвать пояс смертника. Требовал направить аэробус в Турцию, из-за нехватки топлива выбрали Кипр. В Ларнаке дали добро на посадку, примерно в 8.50 лайнер приземлился - и начались переговоры с угонщиком. Он сразу же согласился отпустить большинство заложников - сначала женщин и детей, потом всех граждан Египта. Таких оказалось большинство, примерно через полтора часа после посадки из лайнера вышли более 50 пассажиров. На борту остались только четверо членов экипажа и трое пассажиров-иностранцев.
"Угонщик, по нашим данным, не вооружен. Он утверждает, что у него есть взрывчатка, но мы не можем утверждать, что это не муляж. Надо, однако же, выяснить все подробно, чтобы избежать малейшего риска для заложников", - сказал министр гражданской авиации Египта Шериф Фати.
Еще до поступления официальных комментариев мировые средства массовой информации записали в угонщики Ибрагима Самаху, профессора ветеринарии в Египетском университете, преподававшего также в США. Появились сообщения, что он будто бы требует передать письмо своей бывшей жене, живущей на Кипре. На какой-то момент версия личных мотивов отодвинула на второй план все остальные, президент Кипра уже даже начал шутить на эту тему.
"Мы делаем все возможное, чтобы освободить оставшихся заложников и покончить с этим инцидентом. Тут нет ничего общего с терроризмом. Всегда все связано с женщиной", - отметил президент Кипра Никос Анастасиадис.
Однако после полудня выяснилось: все это - ошибка. Ибрагим Самаха действительно был среди пассажиров этого Аэробуса, но к угону самолета никакого отношения не имел - о чем сам же и сообщил. А настоящий угонщик - Сейф Мустафа, телеканал "Аль-Арабия" опубликовал его фото с тем, что он выдавал за пояс смертника - как выяснилось позже, это был медицинский бандаж с воткнутыми в него проводами. По данным арабской прессы, у Мустафы - богатое криминальное прошлое: выпускник кафедры права, он промышлял созданием липовых фирм, мошенничеством и подделкой документов. В 2010 году сел в тюрьму, на волне беспорядков 2011 года бежал, в 2014 году сдался и через год вышел по амнистии. Требования угонщика были сумбурны: дать ему политическое убежище, освободить заключенных в египетских тюрьмах женщин, организовать встречу с чиновниками ЕС, потом вдруг - дозаправить самолет и лететь все-таки в Турцию.
Ближе к трем часам переговоры принесли плоды. Самолет покинули последние заложники, причем кто-то из экипажа выбрался из кабины лайнера через окно. Вскоре вышел и Мустафа. Сдался полиции. В итоге никто не пострадал, а в истинных мотивах злоумышленника предстоит разбираться следствию. Кипрские власти не исключают психическое расстройство. Называть происходящее терактом они по-прежнему не склонны.