Эксперты говорят о том, что уровень безопасности в бельгийской столице был традиционно низкий
Причём как в аэропорту, так и в метро.
Сегодня стало известно, что Еврокомиссия задумывается о новом концепте безопасности в европейских аэропортах. Досмотра непосредственно перед вылетом, как показали теракты в Брюсселе, недостаточно. Сейчас идет речь о том, чтобы обязать службы безопасности проверять не только пассажиров, но и встречающих и провожающих непосредственно при входе в аэропорт.
То есть в Брюсселе обсуждают те меры безопасности, что уже действуют в России. Ну а пока в Берлине сотрудники полиции по двое патрулируют здания терминалов. Впрочем, пассажиры усиленных мер безопасности не замечают.
А судя по видео из аэропорта Вены, вход и выход там абсолютно свободный. Никто не проверяет ни вещи, ни документы - ничего. Полиция и работники аэропорта никак не реагируют на камеру.
Впрочем, эксперты говорят, что люди в форме в залах ожидания после терактов - в принципе мера скорее психологическая, нежели реально контртеррористическая. Системные проблемы в области безопасности они решить не могут. Речь не о перочинных ножиках, которые люди порой забывают в сумках и проносят на борт самолета. Речь о том, что человек может улететь в другую страну, предъявив чужие документы. Пример тому - случай с Джошем Ридом, который перелетел из Британии в Германию, внимание, по случайно взятому паспорту своей девушки. Парень работает вышибалой и носит бороду, на минуточку. Произошло все это после терактов в Париже.
"Как вы можете видеть, моя девушка брюнетка небольшого роста, а я высокий со светлыми волосами, - рассказывает Джош Рид. - Я подошел к зоне проверки, к паспортному контролю с моим посадочным талоном и паспортом. Леди посмотрела паспорт вместе с посадочным талоном. И дальше пустила меня на борт".
И это не единственный случай. В октябре 2015 года из лондонского же аэропорта Стандстед пятидесятидевятилетний мужчина улетел на отдых в Грецию по документам своего пятнадцатилетнего сына. Или свежая история с ребенком в сумке в самолете компании Air France, которую почему-то в западных СМИ преподносили с юмором: "Когда сумка сама зашевелилась, стало ясно, что с ней что-то не так. Бортпроводник открыл сумку и обнаружил внутри ребенка".
А если это был бы не ребенок? Как вообще женщина с таким багажом оказалась на борту? А эти кадры суть более года назад снял телеоператор Первого канала в лондонском аэропорту Хитроу. После регистрации на рейс тогда можно свободно без какой-либо проверки попасть в зал вылета. Впрочем, долгие годы в Европа было спокойно. Настолько, что лишь после терактов в Париже осенью прошлого года, в аэропорту Руасси-Шарль де Голль стали проверять документы у всех пассажиров. Ну а в ряде стран ЕС не делают этого до сих пор.
"На данный момент те, кто путешествуют в зоне Шенген, могут не предъявлять паспорт. Но в июле, когда будут проходить конференция НАТО и всемирные дни молодежи, тогда такой паспортный контроль временно введут. Это единственные перемены, которые ожидаются, разве что в ближайшие дни или неделю будут приняты еще какие-то решения, которых мы исключить не можем", - отмечает пресс-секретарь аэропорта Шопен в Варшаве Пшемыслав Пшибыльский.
Между тем, как раз столь удобная для пассажиров зона Шенгена, по которой люди передвигаются между странами, например, на автомобиле, не предъявляя никаких документов, в нынешнем своем состоянии крайне уязвима. Французы допустим, даже не подозревают о том, кто въехал в Австрию или Германию и кто к ним направляется через открытые границы.
"Главная проблема заключается в том, что страны-члены Евросоюза не обмениваются между собой данными. В Германии у нас 16 земель и вся информация оттуда стекается в центр. В Европе такого центра пока нет", - говорит глава профсоюза немецкой полиции Райнер Вендт.
При этом террористы тщательно планируют свои атаки, ищут дыры в системах безопасности. Аэропорты и вокзалы при этом — идеальные мишени. Всегда много людей из разных стран. Затеряться среди них может террорист с любой внешностью.
"В случае, если речь идет об обычном человеке или о каком-нибудь примитивном террористе, он будет быстро задержан, хотя и это не всегда гарантировано. Но когда в дело вступают профессионалы, они этот контроль проходят без проблем. Еще одна проблема, когда мы вспомним недавнюю террористическую атаку на российский самолет в Египте, там бомбу принес сотрудник аэропорта, который не проходит через турникеты", - отмечает эксперт по безопасности, военный аналитик Мартин Коллер.
Опять же лишь после терактов в Париже французы всерьез задались вопросом: а кто работает в закрытых зонах воздушных гаваней? Уволили за радикальные взгляды 57 сотрудников аэропорта Руасси-Шарль де Голль. Лишь относительно недавно, в связи с миграционным кризисом у европейских правительств появилось и понимание, что экономить на правоохранительных органах нельзя. Профсоюз только немецкой полиции говорит о 10 миллионах часов, что сотрудники должны работать сверхурочно. И это для того, чтобы просто выполнять обязанности по обеспечению порядка.
"В Германии не хватает как минимум 20 тысяч полицейских. Все предыдущие годы на рабочих местах лишь экономили. Многие полицейские уже не работают. Сейчас создают 3 тысячи новых рабочих мест, но сотрудников нужно еще найти и обучить. А обучение полицейского длится 3 года", - говорит Райнер Вендт.
В целом, на восстановление былой эффективности работы полиции, то есть до сокращений, по словам Вендта, уйдет от 10 до 20 лет. Этого времени при такой серьезной угрозе безопасности просто нет.