Отряды курдов и умеренной оппозиции пытаются выбить боевиков-исламистов из северных районов Сирии
Перемирие позволило вернуться домой тысячам сирийцев. В провинциях, где оппозиция готова договариваться, а радикальные боевики оставили позиции, люди пытаются строить мирную жизнь. Помогают российские специалисты. Очередную партию самого необходимого доставили в провинцию Хомс. На пакетах с гуманитарной помощью надпись: "Россия с вами".
Тем временем, отряды курдов и оппозиции пытаются выбить террористов из северных районов. Боевики радикальных запрещённых группировок прочно закрепились у границы с Турцией, и их поддерживают с той стороны. Сотрудники съемочной группы Первого канала первыми из российских журналистов посетили опасный район.
Сирийский Курдистан хоронит своих защитников. Они погибли в боях с террористами из "Джебхат-ан-Нусры". На траурную церемонию приходят сотни людей - родственники, соратники, и просто люди, за жизнь которых они воевали и погибли. Так здесь прощаются с убитыми.
Бойцов разных формирований хоронят вместе. "Джейш Сувар", силы курдской самообороны или ЕПГ, и еще с десяток оппозиционных официальному Дамаску группировок сформировали на севере Сирии в приграничных с Турцией трех районах альянс - Сирийскую демократическую армию. Съемочная группа Первого канала, по сути, первая из российских, которой удалось пробраться на территории, которые контролирует сирийская умеренная оппозиция.
"Активных боестолкновений с правительственными войсками у нас не было. Но мы оппозиция, и сирийской армии здесь нет. По сути, мы договорились о перемирии и сотрудничестве против боевиков "Джебхат-ан-Нусры", - говорит представитель военного штаба курдских сил самообороны Фараб Халиль.
Курдские районы на севере провинции Алеппо называются на швейцарский манер - кантонами. Город Африн — столица одного из них. Кантон Африн, как и Кобани, и Джазира, объявили об автономии Сирийского Курдистана. Границы территорий обозначены не на карте, а военными постами. Раньше эту трассу блокировали боевики. Совместными атаками с двух сторон ее очистили. Теперь магистраль связывает северные оппозиционные районы с большой землей.
"То чего мы хотим, это федерализация. То есть, курды остаются в составе Сирии. Мы хотим мирно жить. Все должны мирно жить", - говорит политолог Джоан Буат.
Тема политического статуса Сирийского Курдистана в составе сирийской республики пока остро не стоит. Это вопрос будущих компромиссов. Сейчас же в интересах всей страны — победа над террористами. И как раз здесь на севере, где живут курды, именно от них эта победа и зависит.
Город Азаз, который сейчас пытаются блокировать курдские формирования - серьёзный опорный пункт в системе обороны боевиков у турецкой границы. С его освобождением курдским формированиям будет гораздо легче двигаться навстречу друг другу с запада и востока страны, тем самым угрожая отрезать боевиков от путей снабжения из Турции.
В курдских отрядах женщины воюют наравне с мужчинами. Такая вот курдская эмансипация. Есть даже отдельные женские группы. И в порядке вещей, когда участком фронта командует девушка.
"В городке напротив - боевики "ан-Нусры". Периодически они меняют свои флаги. Вчера, например, был флаг "ан-Нусры", а сегодня - Свободной сирийской армии, которая вроде как пошла на примирение", - говорит она, показывая позиции боевиков.
Через амбразуру оператор Артем Григорян снимает эти флаги. Автоматчик поясняет, это просто уловка. По позициям Свободной армии приказ не стрелять, вот боевики и маскируются.
Удивительная вещь: курдские формирования воюют исключительно стрелковым вооружением. Тяжелой артиллерии, а тем более бронетехники у них практически нет. Тем не менее, воюют эффективно. Здесь умеренная оппозиция насмерть стоит против оппозиции непримиримой, против террористов. Абу Джума - полевой командир из группировки "Джейш Сувар". У него под ружьем до четырех с половиной тысяч бойцов. За пять лет воевать уже устал, но приходится.
"Наше движение было создано, как оппозиция официальной власти. Но знаете, ИГИЛ и "ан-Нусра", они не оппозиция, не как мы. Это силы, которые настроены враждебно и к властям, и к нам. И в этой ситуации, разумное примирение поможет здравомыслящим силам вместе бороться с террористами ради сохранения страны", - говорит он.
Бороться получается, и неплохо. Прямо при журналистах командир Абу Джума получает свежую информацию "с той стороны". Ему удалось вызволить из плена соратника. Он тоже командир, и боевики не убили его, чтобы после долгих торгов, обменять на своих.
"В плену я провел пять месяцев, и я свидетель, как менялись настроения среди террористов. Последнее время ощущение такое, что их загнали в угол, ни следа не осталось от былой уверенности в себе. Еще немного, и они дрогнут окончательно", - рассказывает бывший пленный.
Но вот этого "немного" никак не получается. Город Азаз, в котором закрепились боевики, стоит в нескольких километрах от границы с Турцией. И ровно через него идет главная артерия, по которой с той стороны снабжают террористов. И на все попытки умеренной сирийской оппозиции перекрыть этот канал Турция реагирует артиллерийским огнем, защищая боевиков.