Число преступлений в Норвегии растет пропорционально прибывающим мигрантам
Между тем, все больше жалоб в полицию по всей Европе на самих мигрантов. В некоторых странах, где раньше вообще не слышали о такой проблеме, появились целые кварталы, где местным небезопасно.
Ойвид Ситтер, коренной норвежец, проводит экскурсию по центру Осло. Район Грёнлэнд местные называют не иначе как гетто. Вот уже много лет мигранты, которые приезжают в Норвегию поисках лучшей жизни, селятся здесь. Ойвинд даже не успевает начать, как его тут же перебивают: "Аллах акбар!"
Это, конечно, можно считать просто шалостью мальчишки. Но наш экскурсовод предупреждает: в этом районе следует быть осторожнее.
"Очень много мигрантов живет в этом районе, очень много национальностей. Здесь продают наркотики", - рассказывает он.
По словам Ойвинда, вместе с притоком беженцев на улицах появились профессиональные нищие. На мосту, по которому мы проходим, на 30 квадратных метров сразу трое попрошаек.
У входа в метро деньги собирают уже другие люди. Среди волонтеров, так они себя называют, - как мигранты, так и норвежцы. Они уверяют: пожертвования нужны для беженцев из Сирии и Ливии. Охотно показывают пять фотографий на мобильном.
- У вас есть какие-то документы? Лицензия?
- Да, да.
- Можете мне показать?
- У нас их нет с собой.
- Тогда может быть у вас есть вебсайт?
- У нас нет вэбсайта.
- У вас нет вэбсайта.
- Потому что мы новая компания.
- Я должна просто вам поверить?
- Да.
"Я всегда поддерживал мигрантов. Но должен же быть какой-то предел, сколько мы можем принять. У нас во всей стране всего пять миллионов жителей. И что для меня самое важное — чтобы у них не было криминального прошлого. У нас уже были случаи жестоких нападений и изнасилований не только в этом районе, но и во всем городе", - рассказывает Ойвинд Ситтер.
Местные жители жалуются: по вечерам на улице стало неуютно.
"Я уже привыкла игнорировать их взгляды, их попытки заговорить. Я считаю, что я должна одеваться так, как мне нравится", - говорит Амелия.
Чтобы хоть как-то контролировать возросший интерес мигрантов к норвежским женщинам, в Ставангере в лагере для беженцев, начали проводить сексуальный ликбез. Сержант полиции Чайл Риса приезжает сюда минимум раз в неделю. Сегодня он проводит занятия с беженцами из Эфиопии.
Мигрантам показывают картинки женщин с оголенными ногами, и даже объясняют, что такое проституция.
"Норвежской полиции очень важно показать беженцам, во что одеваются наши женщины, и объяснить, что платье не сигнализирует о том, что женщина хочет сексуального контакта, ну или чего-то еще", - отмечает полицейский Чайл Риса.
23-летний Махмуд приехал сюда из Палестины. Говорит, до сих пор не может привыкнуть к тому, как в Норвегии одеваются женщины.
"Здесь в Норвегии это не проблема, если они одеваются, вот так, коротко. Но в моей стране, в моей культуре никто даже не видел девушку так одетой", - признается Махмуд, беженец из Палестины.
В миграционном центре Ставангера к беженцам относятся как к детям: уроки языка и правоведения, компьютерные классы, питание по санаторному режиму.
Но у такого гостеприимства, как считают многие в Норвегии, есть и обратная сторона — после выхода из лагеря беженцы долго не могут интегрироваться в общество.
"Они не получают денег, мы даем им ту еду, которая у нас есть. То есть мы решаем, как они живут. Когда в течение нескольких лет кто-то за тебя решал, что ты будешь делать, и в один прекрасный день ты должен стоять на своих собственных ногах, то люди забывают, как это делать", - отмечает менеджер миграционного центра в г. Ставангере Люба Мигун.
Еще большей проблемой являются беженцы, которые бегут из приютов. Только за прошлый месяц по данным газеты The Local из лагерей для беженцев "исчезло" более 600 человек. Среди них выходцы из Сирии, Афганистана, Ирака и Египта. Всего за прошлый год Норвегия "потеряла" более двух тысяч беженцев. Считается, что кто-то перебрался в другие страны, но большинство просто решили перейти на нелегальное положение, по словам полицейских, пополнив ряды торговцев наркотиками, и осложнив криминогенную обстановку в норвежских городах.