Около ста сирийских полевых командиров подписали за неделю перемирие и сложили оружие
НАТО признал, что российская операция в Сирии в разы более эффективная, чем операция западной коалиции. Правда, не официально, а в документе для служебного пользования, который попал в руки журналистов немецкого еженедельника "Фокус". Там приводятся цифры: 180 натовских самолетов в сутки поражают 20 целей, а 40 российских - 75 целей. И все благодаря высокоточному оружию, причем российский истребитель Су-35 честно натовцами признается прекрасным самолетом, превосходящим их аналоги.
А заодно и отмечается - покинуть оккупированные территории ИГИЛ заставили именно действия российских военных. Такое же признание российских заслуг на неделе вырвалось и у представителя Госдепа Кирби - русские взяли на себя ведущую роль в международной группе поддержки Сирии, они сотрудничали, они были полезны, они участвовали в прекращении боевых действий. До сих пор эти люди называли нас теми, кто хуже ИГИЛ.
Если подвести итоги первой недели перемирия, то становится ясным - уровень насилия упал резко, по крайней мере, в большинство городов появилась возможность безопасно доставить гуманитарную помощь. Это было отдельно отмечено в переговорах нового в этой области формата - телефонном конференц-колле между лидерами России и европейских стран.
Но при этом уже после разговора понеслись заявления — а что с Асадом? Ведь огонь прекратился, но через месяц парламентские выборы — страсти вновь могут накалиться. Тем более что перемирие подписывают на две недели, и оппозиция только по итогам этого испытательного срока будет решать, подписываться ли дальше.
Кебаб подождёт. Башир, владелец маленького кафе, бросает всё и идёт смотреть, что там, на улице. Вокруг шум. Они кричат: "Аллах, храни нашу армию!" Сейчас нет сомнений, какую армию жители города Эт-Телль считают своей. Женщины и дети несут портреты Башара Асада. Но три года этот пригород Дамаска контролировала оппозиция. До сих пор сохранились баррикады. С сегодняшнего дня Эт-Телль — город мирный.
"Все, кто брал в руки оружие, решили его сложить и вернуться к своей Родине", - сказал мэр города Эт-Телль Джихад Салас.
Грозное имя — Джихад, добродушный характер. Мэр города хорошо говорит по-русски, потому что учился в России, питерский. Рассказывает, да, здесь остались радикалы. Примерно 400 человек рассеяны среди ста тысяч населения. Община будет держать их под контролем. А этот мужчина — один из тех, кто вернулся от боевиков в нормальную жизнь. Видно — боится.
"Я думал, что иду сражаться за свободу. Но вышло совсем плохо. Я никого не убивал. Пришёл и сказал: "Не хочу больше воевать". Мне пообещали, что не посадят в тюрьму", - рассказывает бывший участник вооружённой оппозиции.
Процесс примирения в Сирии сейчас идёт непрерывно. В районе Дамаска, в провинциях Хомс, Хама, Латакия, Алеппо, Дераа. То есть практически везде, кроме территорий ИГИЛ и "Фронта ан-Нусра". Работают переговорщики — российские офицеры из Центра примирения враждующих сторон. Именно они убеждают сложить оружие тех, кто не готов разговаривать с официальным Дамаском напрямую.
Это и есть та самая умеренная оппозиция. Люди, которые сначала выступили против Башара Асада. Но нужно отдать должное — и против группировки "ан-Нусра" тоже. Но за несколько лет они смогли понять, что война вгоняет страну всё глубже в хаос.
Как российские переговорщики находят с местными общий язык, снять невозможно. Процесс не публичный, по-восточному тонкий. Не гладить собаку на глазах у старейшин. Привези врачей к детям и старикам — это забота и уважение. Раздаёшь гуманитарную помощь — закрой глаза на то, что в очередь встанут дважды. Люди голодают. Убедятся, что им помогают искренне, помогут привлечь в мирный процесс соседние общины.
"Мы говорим "спасибо" России за борьбу с террористами, за примирение. Ведь это очень важно для нас — люди могут вернуться в свои дома. А главное — начинается примирение внутри самого нашего народа. Мы хотим свободы, но не кровопролития!" - сказал шейх Ахмад Мубарак.
Уважение к России здесь демонстрируют всячески. И это играет на руку процессу примирения. Доверие.
"Последнее время, хочу сказать, что работа эта активизировалась. С инициативами выходят полевые командиры. Даже те, которых мы ранее считали, что они не пойдут на примирение", - говорит старший оперативной группы по примирению враждующих сторон в районе Дамаска Александр Линьков.
Эти двое не распространяются, из какой они группировки. Но не скрывают, что держали в руках оружие. По взглядам видно. Воевали с правительственными войсками. Но потом на их землю хлынули боевики ИГИЛ. Поняли — что-то пошло не так.
"Мы решили, что прекращаем войну против правительственной армии. Если мы не остановимся, Сирия развалится на куски. Нам сейчас нужно объединяться, поэтому мы пришли заключить мир", - говорит мужчина.
Европейских мане, люди привезли в российский Центр примирения проект новой конституции. Альянс оппозиционных сил разработал документ на основе того, что Сирия останется светским государством, многоконфессиональным, но с движением в сторону демократизации.
"Нашей стране необходима новая Конституция. Ради этого должны сотрудничать все силы: командиры вооруженных отрядов, религиозные деятели, но не террористы. Террористам нет места в Сирии", - говорит представительница общества "За демократическую Сирию" Мейс Крейди.
"Без Конституции Сирия не сможет решить свои внутренние проблемы. Нужен такой основной закон, который обеспечит права всех политических сил и будет ими одобрен", - сказал генеральный секретарь партии "Национальная конференция" Ильян Мансад.
Условия примирения простые и выстраданные - полное прекращение огня. Тех, кто подписал договор, не атакуют сирийские войска, не бомбит российская авиация. Бывшие полевые командиры просто сообщают свои координаты. У оппозиции — встречные условия: освободить задержанных сторонников и снять блокаду. Это главное для простых жителей — сирийские власти и международные организации смогут вернуть сюда нормальную жизнь. Минимум — привезти в голодающие районы гуманитарную помощь.
Естественно, примирение не распространяется на ИГИЛ и "Фронт ан-Нусра". С ними продолжают бороться. Террористы сохраняют влияние на севере страны. Многие полевые командиры там не подписывают мирный договор, потому что боятся.
Сирия остаётся горячей точкой. Репортёры из США, Канады, Евросоюза, Китая, России убедились. Попали под обстрел во время съёмок недалеко от границы с Турцией, в городе Кесаб. Журналисты беседовали с канадским журналистом, когда раздался первый взрыв.
Первая команда — всем на землю. Спрятаться за стену ближайшего дома. И приказ группе прикрытия — выводить журналистов из-под огня. Репортёров уводили под прикрытием бронетранспортёра. Никто не ранен. Но китайский, канадский и болгарский журналисты несколько раз падали, убегая из опасной зоны. Ссадины, царапины, синяки.
По данным Минобороны, позже артобстрел повторился. Дважды. Есть жертвы среди сирийских военных. Раненые, убитые. Стреляли со стороны турецкой границы. Это сейчас — одно из самых напряжённых направлений. Его защищают сирийские курды. Не дают продвигаться вглубь страны "Фронту ан-Нусра". Но террористов, запрещённых в России и во многих других странах, поддерживает Турция, хотя Анкара входит в состав антитеррористической коалиции. Турецкая артиллерия постоянно обстреливает позиции курдов. Они считают, что речь идёт о геноциде курдского народа.
"Турция пытается оккупировать эти территории. Из многих вооруженных группировок в этом районе Анкара стала поддерживать именно ту, что воюет против нас — "Джабхат ан-Нусра". Мы заключили перемирие с правительственными войсками, но продолжаем воевать против "ан-Нусра" и ИГИЛ. Знаете, если бы можно было вернуться в прошлое, я бы не стал присоединяться к восстанию против Асада", - сказал представитель оппозиционной группировки Джума Бенауи.
Данные разведки: турецкие артиллеристы ведут обстрел. А вот крупный отряд террористов переходит из Турции в Сирию.
Журналисты телеканала "Раша тудей" сняли кадры, подтверждающие — Анкара, как минимум, закрывает глаза на то, что снабжение террористов идёт мимо турецких погранзастав. Вот грузовики едут в Сирию. В зоне прямой видимости — пункт дислокации турецких войск и лагерь боевиков "ан-Нусра".
"Практически круглосуточно с территории Турецкой республики через границу идут колонны большегрузных автомобилей с материальными запасами и оружием, которые следуют исключительно в районы, подконтрольные террористическим группировкам "Джабхат ан-Нусра" и "Ахрар аш-Шам". Именно турецкая сторона сегодня несет полную ответственность за продолжающиеся боевые действия в провинциях Идлиб и Алеппо, препятствующие скорейшему примирению и восстановлению мира в этих районах", - заявил начальник российского центра по примирению враждующих сторон в Сирии Сергей Кураленко.
Хозяин маленького кафе Башир возвращается в заведение. Он улыбается. Говорит, наверное, теперь дела пойдут в гору. Больше спокойствия — больше людей на улице, чаще будут заходить к нему за кебабом.
"Знаете, мы здесь все очень устали. А сейчас появилось ощущение, что можно выдохнуть, что жизнь вернётся в привычное русло", - сказал Башир Набойни.