Обстановка в Сирии даёт надежду на возобновление переговоров между властью и оппозицией
Обстановка в Сирии даёт надежду на возобновление переговоров между представителями властей и оппозиции. Так всё происходящее в арабской республике оценивают в ООН. Режим прекращения огня действует уже неделю и в целом соблюдается. К нему ежедневно присоединяются новые силы. Многие признают: ключевую роль в запуске мирного процесса сыграла Россия.
Они кричат: "Аллах, храни нашу армию!" Сейчас нет сомнений, какую именно жители города Эт-Телль называют своей. В руках у женщин и детей портреты Башара Асада. Почти три года этот пригород Дамаска и этих людей контролировала оппозиция. До сих пор на улицах остаются баррикады. Но с сегодняшнего дня Эт-Телль — город мирный.
"Все, кто брал в руки оружие, решили оружие сложить и вернуться к своей Родине", - говорит мэр города Эт-Телль Джихад Салас.
Мэр хорошо говорит по-русски — учился в России. Рассказывает, да, в городе до сих пор есть радикалы. Примерно четыреста человек рассеяны среди ста тысяч населения. И община держит их под контролем. Мудар — один из тех, кто наоборот вернулся от боевиков в нормальную жизнь.
"Я не убивал никого. Пришёл, честно сказал. Я, правда, никого не убивал. Мне пообещали, что не посадят в тюрьму", - рассказывает Мудар, бывший участник отрядов вооружённой оппозиции.
За последние двое суток 12 сирийских общин и полевых командиров присоединились к процессу примирения. И в пригородах Дамаска, и в отдалённых районах работают группы переговорщиков - российские офицеры.
"Последнее время, хочу сказать, что работа вот эта активизировалась. С инициативами выходят полевые командиры, даже те, которые, мы ранее считали, не пойдут на примирение", - отмечает старший оперативной группы по примирению сторон в районе Дамаска Александр Линьков.
Условия мира очень простые, хотя так тяжело давшиеся. Оппозицию, подписавшую договор не атакуют сирийские войска. Российская авиация не наносит удары с воздуха. Бывшие полевые командиры просто сообщают свои координаты. И сами придерживаются режима тишины. Ни единого выстрела. И, пожалуй, самое главное для простых жителей — сирийские власти получают возможность восстановить на территориях примирения обычную жизнь.
Из города Маалюля боевиков выбили еще два года назад. Война ушла, но мир здесь никогда не будет прежним. Пустые дома, в которые так и не вернулись хозяева. Разграбленный храм, две тысячи лет не знавший беды.
До 2013 года Маалюля была известнейшей христианской святыней не только на Ближнем Востоке — в мире. Но сейчас здесь нет монахинь, нет паломников. А репортёров привозят сюда лишь для того, чтобы показать, что террористы сделали со святым местом. Насколько они нетерпимы ко всему, что выходит за рамки их понимания.
Этот контраст — вечные ценности и варварские выходки, раскрывает глаза: тысячелетняя цивилизация не устояла перед натиском террористов. В Министерстве по делам примирения, теперь в Сирии есть и такое, делают акцент именно на этом.
"Европа должна понять. Примирение, конечно идёт. Это то, что мы способны сделать сами. Но нужно бороться с терроризмом. Как вы не понимаете, если сейчас не остановить исламистов здесь, вы получите у себя дома взрывы, как в Париже, и новые миллионы беженцев", - считает советник премьер-министра Сирии по примирению Ахмад Мунир Мухаммад.
Это не только крик о помощи. Одновременно это упрёк. Сирийские спецслужбы фиксируют колонны боевиков, спокойно въезжающие в страну мимо турецких погранзастав. Именно рядом с турецко-сирийской границей обстановка остаётся наиболее напряжённой.