В Сирии оппозиционеры переходят в правительственные войска, чтобы вести борьбу против боевиков ИГИЛ
Считанные часы остаются до наступления ожидаемого перемирия в Сирии. С полуночи по дамасскому времени там должны прекратить огонь. Правительственные войска и вооружённая оппозиция обязуются не стрелять друг в друга, а бороться только с террористами. Это предусматривают российско-американские договорённости.
Оповещение о возможности заключить перемирие шло с воздуха - листовки сбрасывали над сирийскими провинциями с военных вертолетов. Кроме того, контакты Координационного центра, открытого нашими военными в Латакии, распространяли с помощью телевидения, радио и смс. В результате многие из тех, кто ещё вчера находился по разную сторону фронта, сегодня воюют вместе против террористов.
Ещё некоторое время назад молодой человек в черной куртке носил военную форму и в руках держал автомат. Его зовут Ахмад Харифи. В прошлом он - командир одного из боевых подразделений оппозиции.
"Сначала я был уверен, что с оружием в руках я помогаю своей стране. Так думали многие в моем отряде. Но потом я понял, что мои руководители просто нас используют в своих целях", - рассказывает он.
Ахмад Харифи говорит, что долго не мог решиться бросить оружие и вернуться к мирной жизни. Последней каплей стало нападение на очередное село, где были убиты несколько мирных жителей. После чего он окончательно понял, что воюет против своего народа.
"Я увидел по телевизору сообщение о том, что представителям оппозиции государство предлагает примириться. Тогда я понял, это мой шанс. Тем более что за прошлое обещали — наказывать не будут. Так и произошло. Сейчас я больше не солдат оппозиции, я обыкновенный мирный гражданин", - рассказывает Ахмад.
Интервью с Ахмадом Харифи было записано недалеко от Дамаска в поселке Муадамет Эш Ших, который освободили совсем недавно. И сюда уже возвращаются мирные жители и заново отстраивают свои дома. В свою очередь, сирийское руководство ищет мирные пути решения конфликта, пытаясь договориться с оппозиционными сила о примирении.
Самое сложно для сирийской власти, инициировавшей процесс примирения - это убедить представителей оппозиции сесть за стол переговоров. И даже если удается встретиться и поговорить, результата это может не принести, потому что после стольких лет кровопролитной войны очень сложно доверять друг другу.
Поиском мирного решения конфликта в Сирии занимается отдельное ведомство - Министерство примирения. Его сотрудники постоянно находятся в разъездах, пытаясь выйти на представителей оппозиционных сил, чтобы договориться о примирении.
"В каждом районе мы встречаемся со старейшинами. Они обладают большим влиянием на своих землях. Через них мы обращаемся к оппозиционным объединениям и предлагаем сесть за стол переговоров", - рассказывает сотрудник Министерства примирения Доктор Хишаб.
Глава Министерства Ахмад Мухамед говорит, что после того как к переговорному процессу подключилась Россия, выступив в роли посредника, вести диалог с оппозиционерами стало намного проще. И уже в нескольких провинциях их удалось убедить сложить оружие.
"Мы пытаемся договориться о примирении во многих регионах страны. И уже есть результаты. Соглашение подписали многие населенные пункты в таких провинциях, как Латакия, Хомс, Дераа. И несколько поселков под Дамаском", - говорит он.
В ряде случаев, объясняет чиновник, отряды оппозиции не только согласились на примирение, но теперь воют вместе с частями сирийской армии против террористических группировок, с которыми власть не собирается вести переговоры. Помимо примирения в министерстве также занимается вопросами беженцев. По разным данным, за годы войны Сирию покинули свыше четырех миллионов её граждан.
Впрочем, в последнее время правительственные войска освободили десятки населенных пунктов, куда могут вернуться жители, и в ведомстве заявляют, что в ближайшее время около ста тысяч сирийцев поедут домой.