Великобритания добилась для себя особого статуса в Евросоюзе
После долгих переговоров 27 стран согласились принять жёсткие условия Лондона, лишь бы тот не вышел из ЕС. Оставаться или нет даже после уступок, решать будут сами жители островов на референдуме. Эксперты говорят, что проблема не только, например, в нежелании британского правительства платить пособия трудовым мигрантам из других стран ЕС.
День икс назначен. Быть или не быть в Евросоюзе британцы решат 23 июня. Сразу после возвращения с саммита ЕС, премьер-министр Великобритании собрал министров, а после вышел с заявлением к камерам. В прямом эфире его речь транслировали британские каналы.
"Выборы за вами. Мое мнение предельно ясно. Я верю, что в составе реформированного Евросоюза Великобритания будет более сильной, более процветающей и в большей безопасности", - заявил Дэвид Кэмерон.
Обещанного почти семь лет ждали. Проведение референдум было предвыборным козырем Дэвида Кэмерона. И вот он, триумф премьер-министра Великобритании. Угрожая выходом из ЕС, он заставил пойти на уступки весь Евросоюз. Соглашение подписано. Соединенное Королевство получит особый статус.
Великобритания получила гарантии, что ей никогда не придется вступать в зону евро, а значит и зависеть от европейской валюты. Общее стремление к все более "тесному союзу" - новый термин европейской политики — теперь тоже не касается Лондона. И главное — Евросоюз проведет социальную реформу, изменив базовые документы. Об этом на саммите спорили двое суток.
Кэмерон предлагал заблокировать выплаты пособий мигрантам из других стран ЕС. Речь, в основном, о выходцах из Восточной Европы. Лидеры этих стран, понятно, были категорически против. Соломоново решение предложил Брюссель. Председатель Евросовета разработал программу "экстренного торможения", что значит — останавливать выплаты пособий можно, но только если страна докажет, что нагрузка на социальную систему чрезмерная. С таким условием соглашение и приняли.
"Мне никогда не нравился Брюссель и мне не нравится Евросоюз, но то, что организация вызывает раздражение, не значит, что она не приносит выгоды", - заявил Дэвид Кэмерон.
"Мы послали четкий сигнал, что можем пожертвовать нашими интересами для общего блага. Верю, что Великобритания нуждается в Европе, а Европа нуждается в Великобритании Мы сделали все, что могли. И позвольте закончить свое выступление словами: я люблю Лондон и я люблю Брюссель", - сказал глава Евросовета Дональд Туск.
Чтобы совсем не потерять лицо, Европа выторговала себе фактически единственный пункт соглашения: Лондон будет участвовать в обсуждении финансовой политики еврозоны, но будет иметь права вето.
Пока в Великобритании обсуждают победу Кэмерона, европейское общество в компромиссе почувствовало неприятное послевкусие. Газета "Ле Фигаро" назвала соглашение между Лондоном и Брюсселем "смертельным поцелуем". Развода избежать удалось, но медленный процесс демонтажа союза уже начался, уверены политические комментаторы. Теперь ни у кого нет оснований подчиняться общим требованиям.
Устойчивость конструкции Союза нарушена. И у такого соглашения могут быть последствия. Всегда найдутся желающие получить особый статус. При этом некоторые эксперты считают, что за успехом Лондона стоят США, для которых Британия — шанс держать руку на пульсе Евросоюза.
"США заинтересованы в том, чтобы Великобритания осталась полноправным членом Евросоюз, но пусть и с некоторыми изъятиями. Потому что, только оставшись членом Евросоюза, Лондон сможет оказывать влияние на политику Европы, а это важно для Соединенных Штатов", - говорит заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО Николай Кавешников.
Соглашение вступит в силу уже осенью. В том случае, конечно, если британцы проголосуют за членство в Евросоюзе.