Выторговав особые условия, Британия остаётся в ЕС — итоги саммита в Брюсселе
Особый статус для Великобритании в Евросоюзе. Дэвид Кэмерон всё-таки добился своего. Это итог второго дня саммита, который завершился в Брюсселе. 27 стран пошли навстречу одной. Эксперты считают — опасный прецедент. Не исключено, что теперь по пути Лондона захочет пойти кто-нибудь ещё.
Правда, вопрос, что скажут об участии в Евросоюзе простые британцы на референдуме, который, как ожидается, состоится летом.
Своего добился: Евросоюз проведет реформы, а Великобритания получит особый статус в ЕС. Исторический момент для Европы. Триумфальный — для премьер-министра Великобритании.
"Великобритания навсегда будет выведена из-под принципа "всё более тесного союза". Она никогда не станет частью европейского супергосударства. Великобритания никогда не присоединится к еврозоне и сохранит необходимые меры защиты своей экономики", - заявил Дэвид Кэмерон.
С одной важной поправкой: Лондону пошли на встречу, но по тому пути реформ, который устроил весь Евросоюз. Несколько месяцев работы над соглашением, бесчисленное количество совещаний, 31 час напряженных переговоров на саммите, финальная часть которых оказалась неожиданно стремительной. Весь второй день продолжались двусторонние встречи и только под вечер лидеры стран Евросоюза сели за круглый стол. Обеденный. Но буквально сразу после рабочего ужина начали разъезжаться.
Соломоново решение предложил Брюссель. В ответ на главное требование Кэмерона — заблокировать пособия мигрантам из других стран ЕС, председатель Евросовета разработал программу "экстренного торможения". Что значит — останавливать выплаты пособий можно, но только если страна докажет — нагрузка на социальную систему чрезмерная. С таким условием соглашение и приняли.
"Мне никогда не нравился Брюссель и мне не нравится Евросоюз, но то, что организация вызывает раздражение, не значит, что она не приносит выгоды. Великобритания будет чувствовать себя в большей безопасности в единой и реформированной Европе", - заявил Дэвид Кэмерон.
"Мы послали четкий сигнал, что можем пожертвовать нашими интересами для общего блага. Верю, что Великобритания нуждается в Европе, а Европа нуждается в Великобритании Мы сделали все, что могли. И позвольте закончить свое выступление словами: я люблю Лондон и я люблю Брюссель", - сказал глава Евросовета Дональд Туск.
Достигнутый компромисс — опасный, считают наблюдатели. Европа сохранила границы, но исключения для одной страны сделаны. Устойчивость конструкции союза нарушена, и у такого соглашения могут быть последствия. Всегда найдутся желающие получить особый статус. При этом некоторые эксперты считают, что за Лондоном стоят США, которые таким образом смогут держать руку на пульсе Евросоюза.
В Брюсселе, в свою очередь, настаивают, что соглашение с Великобританией — дело особое. Так сложилось исторически.
"Великобритания всегда имела особый статус в ЕС, что не мешало ей играть позитивную роль в сообществе, которое состоит из 28 страны, а не 27 плюс одной", - сказал глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
Кроме экономических привилегий, Лондон настаивал и на законодательной реформе. Кэмерон добивался усиления национальных парламентов. Таким образом, Лондон мог получить возможность блокировать законопроекты ЕС. Но евроскептики уже заявляют - брюссельское соглашение не позволит этого сделать. Кэмерон уверен - достигнутых договоренностей и так достаточно.
"Достигнутые договоренности носят юридически обязывающий характер. Я буду со всей душой и всем сердцем агитировать британцев за сохранение нашей страны в ЕС", - сказал Дэвид Кэмерон.
Договоренности вступят в силу, если британцы проголосуют за членство в Евросоюзе. Сегодня премьер-министр Великобритании обсудит окончательный вариант соглашения с членами правительства. А в понедельник выступит в парламенте страны, где, как ожидается, и назовет дату референдума. По прогнозам, уже в июне британцы ответят на вопрос, быть им или не быть в Евросоюзе.