На Украине обсуждают новый документальный фильм, посвященный событиям двухлетней давности в Киеве
Во вторую годовщину событий на Майдане, когда по людям на Институтской улице в Киеве был открыт огонь, в стране обсуждают кадры из документального фильма, герой которого заявляет о своей причастности к одному из самых громких дел современной Украины.
За без малого два года, прошедших с момента кровавой бойни на Майдане, украинский зритель привык слышать о существовании таинственного и зловещего российского следа. Тем большим откровением для многих стал на самом деле никем не скрываемый след соотечественника. Иван Бубенчик - участник Евромайдана и герой нового документального фильма "Пленники" признался - первые выстрелы, прозвучавшие 20 февраля 2014 года, сделал он. Из автомата.
Фильм выйдет в прокат 25 февраля. В каком-то смысле в качестве анонса сайт "Bird In Flight" опубликовал большое интервью с Иваном, в котором прозвучали куда более серьезные признания о том, как стрелял в сотрудников милиции из здания консерватории.
"Стрелял я из самого дальнего от Майдана окна за колоннами, на третьем этаже. Оттуда чётко были видны милиционеры со щитами у стелы. Там за мешками с песком стояли человек двести, больше не помещались. Я выбирал тех, кто командовал. Слышать не мог, но видел жестикуляцию. Расстояние небольшое, поэтому на двух командиров потребовались только два выстрела. Говорят, что я убил их в затылок, и это правда. Так вышло, что они стояли ко мне спиной. У меня не было возможности ждать, пока они развернутся. Так бог повернул, так было сделано. Остальных мне не нужно было убивать, только ранить в ноги. Я вышел из Консерватории и стал двигаться вдоль баррикад. Стрелял, создавая видимость, будто у нас двадцать-сорок автоматов. Просил ребят, чтобы они мне делали небольшую щёлку в щитах", - рассказывает Иван Бубенчик.
Есть ли к Ивану Бубенчику вопросы у правоохранительных органов - неизвестно. Зато известно, что он и не скрывался, с удовольствием раздавая интервью, например, полтора года назад в интервью одному из украинских телеканалов, почти слово в слово - "Я шел вдоль щитов по всей баррикаде и просил ребят сделать мне небольшие щели в щитах". В том же интервью львовскому телеканалу этот человек рассказывает, откуда на Майдане появился автомат.
"Пришел парень, принес теннисную ракетку - сумочку для теннисной ракетки. И когда он открыл ту сумочку, там оказался автомат", - рассказал Иван Бубенчик.
С помощью этого автомата, по словам Бубенчика, ему удалось обратить в бегство милиционеров. Впрочем, это наверняка бравада. Иван, конечно, был далеко не единственным, кто в тот день стрелял на Майдане, а потом и на Институтской улице. Так называемое "Дело снайперов", убивших как протестующих, так и сотрудников милиции, до сих пор не раскрыто. Хотя есть кадры, например, из гостиницы "Украина" - будь у участников расследования желание, установить личности этих стрелков нетрудно. Личность Сергея Пашинского, занимавшего пост главы президентской администрации, и устанавливать не нужно. А ведь это он вывозил из лагеря протестующих снайперскую винтовку. Но и к нему - никаких вопросов. Наконец, мало кто на Украине вспоминает разговор главы эстонского МИДа Урмаса Паэта с еврокоммиссаром Кэтрин Эштон.
"Удручает тот факт, что новая коалиция не хочет расследовать это убийство, потому что все сильнее и сильнее растет понимание того, что за спиной этих снайперов стоял не Янукович, а кто-то из представителей новой коалиции", - говорит тогда Урмас Паэт.
Факт без сомнения удручающий. Но не похоже, что за два года что-то поменялось.
"Объективности от украинской полиции мы ждать не можем. Они выполняют политические заказы. Сегодня главное - не законность в Украине, а принцип революционной целесообразности. И интересы тех, кто стоит у власти. Вот этот ответ на вопрос, почему они не будут расследовать данные преступления", - говорит председатель движения "Союз матерей Украины" Галина Запорожцева.
Видимо по той же причине Иван Бубенчик, фактически признавшийся в убийстве, по крайней мере, двух человек, не находится под следствием. Наоборот, он герой, о котором снимают фильмы. А те, в кого стрелял он и другие участники так называемой революции достоинства, либо вынуждены были уехать из страны, либо боятся рассказывать о тех событиях.