Гуманитарные грузы, собранные с участием России, отправляются в села и города Сирии
Россия продолжает гуманитарную операцию в Сирии. Наряду с главной миссией наших военных - антитеррористической операцией, которую проводят по запросу Дамаска - сирийским силам передают продукты и лекарства. А те доставляют их мирным жителям там, где помощь нужна больше всего.
Грузовик с гуманитарной помощью вышли встречать чуть ли не все жители города Бордж-Ислам. В кузове машины — десять тонн продуктов: сахар, крупа, макароны. Зажав в руках документы, люди ждут, когда раздающий выкрикнет их фамилию. На помощь здесь рассчитывает каждый.
Этот населенный пункт находится в сорока километрах от турецкой границы, и когда началась война, именно сюда из приграничных зон стали перебираться этнические турки, чтобы быть подальше от боевых столкновений. Но главное — не оказаться в рядах боевиков.
Туркоманы, как их здесь называют, уже не одно поколение живут в Сирии в небольших городках вдоль границы с Турцией. Все они — сирийские граждане, правда, с турецкими корнями, о чем в последнее время все чаще напоминают в Анкаре, когда говорят о единстве с этой нацией и о защите её интересов.
"У нас нет никаких иллюзий насчет того, о чьих интересах на самом деле печется турецкий лидер Эрдоган. Уж точно не о наших. Поскольку все знают, что мы больше сирийцы, чем турки. Да, между собой мы говорим на тюркском языке, но пишем по-арабски. Сирия наша родина, и никакой другой нам не надо", - говорит Эптисан Сабуни.
Тем не менее, часть туркоманов после начала боевых столкновений в Сирии оказалась на стороне боевиков, как, например, население приграничного города Ар-Рабия. И в ноябре прошлого года, когда турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24, именно из этого населенного пункта вели огонь по катапультировавшемуся командиру Олегу Пешкову. О трагической гибели русского летчика в Бордж-Исламе знают многие и крайне негативно относятся к тому, что сделали их соплеменники. Тем более, что большинство этнических турок изначально были на стороне сирийских властей.
"Среди жителей нашего города очень многие сейчас воюют на стороне сирийских правительственных войск. И это совершенно неправильно - всех туркоманов называть пособниками террористов. Только из нашего города, защищая Сирию, погибли двадцать человек и ещё столько же получили ранения", - говорит Ахмад Башбают.
Во все времена туркоманы жили небогато, в основном занимаясь сельским хозяйством. В пригороде Бордж-Ислама они выращивают апельсины и мандарины. Но война сделал этих людей ещё беднее, чем тут же воспользовались в Турции, откуда стали доносится призывы возвращаться домой. Впрочем, подобное поведение соседа ничего, кроме настороженности у туркоманов не вызвало. Ведь до войны, говорят в этом городе, их никогда не жаловали в Турции.
"Я не верю турецким заявлениям и Эрдогану. И считаю, что во многих проблемах, которые сейчас мы имеем, виновата именно Турция. Конечно, у нас много трудностей с жильем, работой, едой. Но вряд ли их станет меньше, если я переберусь через границу. Напротив, проблем, я считаю, только прибавится", - говорит Мухамед Хусейн.
В Бордж-Исламе проживает одна из самых крупных диаспор туркоманов в Сирии, около двадцати тысяч человек, а с началом войны эта цифра увеличилась ещё на треть за счет беженцев из других районов на севере страны. В последние месяцы положение этих людей несколько улучшилось во многом благодаря поставкам гуманитарных грузов. Например, эту партию собирали не только в Сирии, но и в России.