Мёртвое море меняется до неузнаваемости
Уровень воды в нем резко снижается. По берегам - многочисленные провалы почвы. Только за минувший год ученые насчитали десятки новых случаев, и процессы продолжаются. Многие районы становятся непригодными для жизни и отдыха. Закрыты некоторые участки дорог.
Глубина ямы - почти 40 метров. Руководитель совета региона Тамар - это на западном берегу Мертвого моря показывает, во что превратилась благоустроенная когда-то территория. Земля - в прямом смысле слова - начала уходить из-под ног местных жителей и туристов.
В районе популярного курорта Эн Геди некоторые зоны отдыха сейчас закрыты. Один из пляжей обустроили всего год назад. Почва в этом месте начала оседать и в итоге домики для массажа провалились в яму.
Вместе с туристкой, которая в это время пришла на массаж. Девушка получила ушибы, чудом обошлось без переломов. Земляные провалы в прибрежной полосе начали появляться еще 15 лет назад. В последние годы разрушительный процесс ускорился.
"Я работаю на финиковой плантации с начала 50-х годов. За это время мы посадили 4 тысячи пальм. Сейчас осталась только тысяча. Все остальные провалились в ямы либо погибли из-за плохой почвы. Мы теряем финики, а вместе с ними - и доходы", - говорит фермер Егуда Коэн.
На десятки километров вокруг - закрытые пляжи, бензоколонки, магазины. Находиться здесь опасно. В земле повсюду - трещины, которые в любое время могут превратиться в новую яму. По словам ученых, причина разрушения почвы - постоянное падение уровня воды в Мертвом море.
"Каждый год море опускается примерно на метр. В почве на глубине 20-30 метров находится соляной слой. Пресные грунтовые воды, следуя за отступающим морем, размывают подземные соляные отложения, и образуются пустоты. На сегодняшний день мы насчитали уже больше 5 тысяч провалов", - рассказывает исследователь израильского геологического института Йосеф Ехиэли.
По побережью Мертвого моря проходит одна из главных израильских трасс, соединяющая север страны с югом. Часть дороги пришлось закрыть. Под асфальтом тоже образовались пустоты, и дорожное полотно покрылось трещинами. Мост по соседству - трещит по швам.
"Неподалеку отсюда мы планировали обустраивать зоны отдыха для туристов. Каждый год к нам приезжает не менее 350 тысяч человек. Но все стройки пришлось остановить. Мы сейчас живем в экстремальных условиях", - говорит глава областного совета Дов Литвинов.
Чтобы хоть как-то обезопасить людей - геологи составили карту зон риска. Она постоянно обновляется с помощью спутниковых данных.
"Мы получаем снимки каждый раз, когда спутник пролетает над Мертвым морем и фиксируем показатели. Специальная компьютерная программа производит вычисления, которые указывают - где проседает грунт и насколько", - говорит исследователь израильского геологического института Гидеон Бар.
Как остановить обмеление моря, а следовательно, - и появление новых провалов? Над этим сейчас ломают голову и в правительстве, и в научных институтах. Израиль совместно с Иорданией намерен построить канал, который должен соединить Мертвое море с Красным. Но многие эксперты уверены: это проблему не решит.
"Этим способом мы получим максимум 100 миллионов кубических метров воды. А надо - не меньше миллиарда. Так что это капля в море", - считает глава комитета защиты окружающей среды Кнессета Давид Амсалем.
Сейчас вдоль побережья Мертвого моря появляется все больше заборов, отгораживающих опасные воронки. По прогнозам ученых, к 2050 году уровень воды в самом низком и соленом водоеме в мире может упасть еще на треть.