События года, которые заставили мир содрогнуться
Не хотелось бы, чтобы этот год запомнился роликами казней ИГИЛ, но это было. Как был теракт на борту российского туристического лайнера и расстрел Парижа. Причастных к терактам ловят до сих пор по всей Европе. Арабской весне, давшей страшные всходы по всему Ближнему Востоку,- исполнилось 5 лет.
И, как пишет Wall Street Journal, мечты о свободном и справедливом арабском мире превратились в ночной кошмар, мир с ужасом обнаружил, что либеральная идея породила чудовищ ИГИЛ, ее проводники не просчитали, что свержение местных диктаторов спровоцирует взрыв экстремистских настроений.
Последние месяцы очень четко дали понять: если не навести порядок на планете, она станет опасной для жизни, и спокойных уголков нет. Ведь экстремисты вербуют в свои ряды всех и всюду.
Бельгия, которую только что называли самой скучной страной Европы, стала горячей точкой - с обысками, облавами, перестрелками. Евросоюз ввел проверки на дорогах, его политики говорят об ограничении шенгенской свободы пересечения границ. Австрийская полиция предупреждает, что в канун Нового года в европейских столицах могут быть теракты, и в Вене уже повышены меры безопасности.
Гранатомет, автоматы Калашникова, пистолеты и дробовик - 7 января братья Саид и Шериф Куаши ворвались в редакцию журнала "Шарли Эбдо". 12 погибших и 11 раненых за несколько минут.
Террористам удается уйти - по дороге они убивают полицейского. Лишь через два дня их находят в здании типографии в 50 километрах от Парижа. Во время спецоперации оба боевика убиты. В тот же день сообщник братьев Куаши Амеди Кулибали захватил заложников в супермаркете у Винсентских ворот - при штурме террориста расстреливают в упор десятки полицейских.
Атаку террористы назвали местью за публикацию в журнале "Шарли Эбдо" карикатуры на пророка Мухаммеда, впрочем, даже те, кто не без основания считает такие шутки оскорбительными, уверены: это не повод убивать. Франция отвечает маршем единства. 11 января почти два миллиона парижан вышли на улицы, многие с плакатами - "Я - Шарли". Такие в тот день можно было увидеть и в других городах мира. Парижские теракты вновь заставили говорить о скрытой угрозе, но стали лишь первыми в длинном списке трагедий.
18 марта трое боевиков пытаются прорваться в парламент Туниса, но получают отпор. Тогда они берут в заложники посетителей музея Бардо, он в соседнем здании. Спецназ проводит штурм - террористы убиты, но жертвы есть и среди заложников - 23 человека, в основном иностранные туристы. В списке погибших и россиянка Галина Потапенко.
Спустя два дня мир в очередной раз получил подтверждение - у терроризма нет ни национальности, ни религии, сколько бы боевики ни прикрывались именем пророка. Взрыв мечетей в столице Йемена унес жизни 137 человек - больше 300 ранены.
А в начале апреля головорезы из сомалийской группировки "Аш-Шабаб" атаковали университет в кенийском городе Гарисса. Тех, кто не мог процитировать Коран, убивали на месте. Почти 150 жертв и 80 раненых.
Таких кадров любительской съемки террористических атак в уходящем году было немало. Боевик, напавший на туристов на пляже в тунисском городе Сусс, тоже попал в объектив камеры мобильного телефона. Пятизвездочный отель "Империал" явно выбрали неслучайно - это одно из самых популярных мест отдыха у иностранных туристов. 38 из них погибли - большинство британцы. Среди погибших и россиянка Татьяна Хоменко. Ответственность взяла на себя запрещенная в России группировка "Исламское государство".
В тот же день, 26 июня, террористы устроили взрыв на заводе во Франции. Террорист въехал в ворота и врезался в сложенные на улице газовые баллоны. Взрыв, впрочем, оказался несильным. Нападавшего Ясина Сали задержали, но прежде он успел ранить двоих сотрудников предприятия, а третьего убил и отрезал голову. Как и у братьев Куаши, организовавших теракт в Париже, у Сали был французский паспорт, он давно жил в стране, воспитывал троих детей. В связях с так называемым "Исламским государством" полиция заподозрила его еще в 2006-м, но все это время арестовать его было не за что. Мир вновь заговорил о спящих террористических ячейках и о том, что пойти убивать может, в принципе, кто угодно, даже тихая студентка философского факультета МГУ.
Этим летом отец Варвары Карауловой чудом перехватил дочь на турецко-сирийской границе - девушка вместе с другими добровольцами собиралась влиться в ряды террористов ИГИЛ.
Варвара вернулась в Москву, и всем тогда казалось: эта история со счастливым концом. Но уже осенью суд выносит решение об аресте - за эти несколько месяцев девушка успела сменить имя, став Александрой Ивановой, но связи с боевиками, по словам следователей, не потеряла.
Ушел воевать и актер Вадим Дорофеев, бросив жену с двумя маленькими детьми, и уже не вернется. Таких вот завербованных - сотни и даже тысячи, одурманенных рассказами в соцсетях о справедливости и обещаниями счастливой жизни. Прозрение часто приходит слишком поздно, как в случае с Ильей Анищенко.
Его еще назвали плачущим боевиком - рыдающего молодого человека где-то в Сирии усадили в начиненный взрывчаткой бронетранспортер и отправили в бой как живой снаряд.
Они уничтожают все на своем пути. Древние памятники и святыни - неважно христианские или мусульманские. Взрывы в древней Пальмире и десятках других городов, впрочем, часто скрывают банальный грабеж. Археологи давно бьют тревогу, ведь артефакты из якобы уничтоженных памятников всемирного наследия потом всплывают на аукционах. И, конечно, нет ни у кого сомнений - их ценность террористам известна. Не ценится только жизнь, и то чужая.
Женщины, дети - им неважно. 120 погибших при взрыве грузовика на рынке в иракском городе Бани-Саад - тоже на совести так называемого "Исламского государства".
Спустя месяц в середине августа - новый теракт, уже в Багдаде и тоже на рынке в час пик - 70 погибших, больше 200 раненых. Но если здесь эта угроза год от года только возрастает, то для относительно спокойной Турции серия взрывов стала настоящим шоком.
В июле смертница привела в действие взрывное устройство прямо во время митинга у культурного центра в городе Суруч, а в октябре с разницей в несколько секунд взрывы прогремели у железнодорожного вокзала в Анкаре перед началом антивоенной демонстрации. Жертвами этих атак стали больше 60 человек, раненых - несколько сотен. Власти страны усиливают безопасность в туристических зонах - об опасности спецслужбы нескольких государств предупреждали и Египет, но, видимо, поздно.
Крушение российского А-321, летевшего из Шарм-эль-Шейха в Петербург, стало крупнейшей катастрофой в истории российской авиации. 31 октября погибли 224 человека - все, кто был на борту, в том числе 25 детей. На 23-й минуте связь с экипажем пропала. Спустя несколько часов обломки обнаружила поисковая группа. За неполных три недели эксперты обсудили множество версий - и техническую неисправность, и ошибку пилотов. Но участники расследования не торопились с выводами даже после того, как Россия прекратила авиасообщение с Египтом, а террористы ИГИЛ взяли на себя ответственность за гибель лайнера.
И вот в ночь на 17 ноября глава ФСБ доложил Президенту: причиной трагедии стал теракт. На борту взорвалась бомба.
"Убийство наших людей на Синае в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников. Мы должны делать это без срока давности. Знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем", - заявил Владимир Путин.
Не успел мир оправиться от шока, как террористы вновь заявили о себе. И опять в Париже. 13 ноября смертники приводят в действие взрывные устройства у стадиона "Стад де Франс" - там в это время идет товарищеский матч между командами Франции и Германии - зрителей эвакуируют. Спустя несколько минут выстрелы и взрывы звучат в нескольких кафе, а еще одна группа террористов прорывается к концертному залу "Батаклан".
С криками "Это вам за Сирию!" они прямо со сцены расстреливают зрителей. Спецназ идет на штурм. Итог кровавой пятницы - 130 погибших и больше 300 раненых. Организатор этих атак Абдельхамид Абаауд, его ликвидируют несколько дней спустя при штурме квартиры, в которой укрывались террористы. Еще одного боевика до сих пор ищут по всей Европе. Салах Абдаслам, по сообщению полицейских, оказался в Бельгии.
Спецслужбы страны проводят несколько спецопераций - задержаны десятки подозреваемых, но Абдаслама среди них нет.
За день до парижской трагедии взрывы звучали и в Бейруте - два смертника унесли вместе с собой жизни 43 человек - бомбы сработали на площади рядом с мечетью и торговым центром.
А спустя неделю террористы захватили заложников в Мали, в отеле Рэдиссон. Там тоже расстреливали всех подряд. Среди 17 погибших шестеро граждан России - сотрудники авиакомпании "Волга-Днепр".
Мир в очередной раз задумался об объединении перед общей угрозой. 21 ноября в Нью-Йорке Совет Безопасности ООН единогласно принимает резолюцию о борьбе с терроризмом. Документ за номером 2249 предполагает, в том числе противодействие финансированию террористических организаций.
Не пройдет и двух недель, как боевики проведут новую атаку - на этот раз в Соединенных Штатах. Семейная пара Сайед Фарук и Ташфин Малик ворвались в медицинский центр в городке Сан-Бернардино. Несколько минут вооруженные люди в масках хладнокровно расстреливали заложников, а потом скрылись. Черный внедорожник остановили полицейские - в перестрелке террористы были убиты. У них дома при обыске нашли несколько взрывных устройств. В этой бойне погибли 14 человек.
Уже через три дня - 6 декабря - нападение в Лондоне. Человек с мачете успел ранить троих прежде, чем его задержал полицейский. Прохожие говорят, слышали крики "За Сирию!". Боевик как будто копировал методы тех, кто устроил серию терактов в Израиле.
Ее уже назвали интифадой длинных ножей. Только в октябре больше десятка случаев. 8 погибших и больше 60 раненых. Террористы с холодным оружием нападают на прохожих - на улице, в транспорте, где угодно. Во многих городах теперь усиленные патрули, а власти призвали тех, у кого есть лицензия носить оружие с собой.
Точное число погибших за год от рук террористов установить вряд ли возможно. Есть некая усредненная статистика - больше пяти тысяч ежегодно, но могло быть гораздо больше. Спецслужбы разных стран в этом году заявляли о предотвращении крупных атак.
В январе в бельгийском городе Вервье спецназ уничтожил подозреваемых в подготовке серии взрывов полицейских участков. В Ираке в апреле начиненный взрывчаткой автомобиль не смог прорваться в город - он подорвался на мине, а заряд сдетонировал уже в воздухе.
Французская полиция задержала радикального исламиста, готовившего взрывы в нескольких церквях - до этого за студентом наблюдали около года. А в Германии арестовали супружескую пару, планировавшую теракты во Франкфурте. Летом в Бангкоке на одной из центральных улиц успели обезвредить бомбу - очередная атака была сорвана.
А это спецоперация в Москве. В съемной квартире боевики собирали взрывное устройство - теракт планировали устроить в центре города в общественном транспорте. Террористы, по словам сотрудников ФСБ, были связаны с группировкой "Исламское государство".
Молодой человек, по словам оперативников, специально устроился работать на железную дорогу, что заложить бомбу в электричку в пригороде Краснодара. Выбирал самый загруженный маршрут. На допросе признался в связях с террористами. Всего же, как рассказали в ФСБ, за этот год спецслужбам страны удалось предотвратить больше 30 терактов.