Султан для халифата — что такое эрдоганомика от Эрдогана?
Если учесть, что Эрдоган отказывается прекратить бомбардировки курдов, которые сражаются с ИГИЛ и получают от турецкой армии удар в тыл, это уже смотрится, как попытка настоять на партии первой скрипки в регионе. И укладывается в стройную концепцию того, о чем говорят все западные политологи - Эрдоган видит себя новым султаном Сулейманом.
Отсюда и его обещания изменить конституцию Турции для расширения своих полномочий. Отсюда же и декларируемое желание построить к 2023-му году новую исламистскую Турцию, отметая заветы Ататюрка, то есть принципы, на которых саму светскую Турцию строили. И все происходящее может объясняться одним словом - эрдоганомика. То есть некая модель исламистского государства, внедренная Эрдоганом в качестве экономической и политической доктрины Турции.
Звание новой всесоюзной здравницы, закрепившееся за турецким побережьем пару десятилетий назад, вовсе не отражает сути политики страны. А открыточные кадры многочисленных пляжей и отелей с системой "все включено" ничего общего на имеют с картинкой, скрытой от глаз миллионов туристов.
Жестоко подавленная полицией протестная акция на стамбульской площади Таксим летом 2013-го - лишь малая часть большой системы запугивания избирателей. Власти страны во главе с Реджепом Эрдоганам уже давно провели четкую грань: кто не с нами, тот против нас. Турецкий президент, говорят политологи, привык к такой постановке вопроса еще с детства.
"Он вырос в районе, где главным авторитетом был мафиози местный, и этот мафиози его продвигал в футбольных клубах до тех пор, пока его отец не запретил. Он сказал, что не позорь нашу семью, бегая в коротких трусиках, по исламу это некрасиво. Поэтому он подался в политику и амбиции свои уже начал в политике проявлять", - рассказывает тюрколог, кандидат политических наук Ильшат Саетов.
Поприще Эрдоган поменял, но повадки, по словам наблюдателей, остались. И с годами проявились в полный рост.
"Это такая пацанско-мафиозная история. Просто она происходит в политических терминах. До определенного момента это была только политика, а потом это вышло еще и в экономику. Соответственно, они начали захватывать, делить и так далее. А потом еще это вышло на международный уровень, в том числе, вылилось в реки крови на Ближнем Востоке", - говорит тюрколог, кандидат политических наук Ильшат Саетов.
Та быстрота, с которой боевики группировки "Исламское государство" захватывали города в Ираке и Сирии, с самого начала поражала многих. Но вот прозрачность турецко-сирийской границы еще задолго до появления ИГИЛ для всех была очевидной. Очевиден был и поток боевиков и оружия в обоих направлениях через эту виртуальную границу, сколько бы турецкие власти не пытались отрицать связи с террористами.
"Прошлым летом я был в Стамбуле, и там присутствовали представители "Исламского государства", которые собирали деньги. Турция давно сотрудничает с ИГИЛ. Она покупает их нефть, помогает поставками оружия. Об этом писали и турецкие газеты. Но как только эта информация появилась в прессе, журналистов посадили в тюрьму", - рассказывает бывший военный разведчик ЦРУ, специалист по контртерроризму Филип Джиральди.
Журналистов газеты "Республика", написавших о поставках оружия боевикам при помощи турецких властей, обвиняют в госизмене. Сидят и те, кто принимал участие в расследовании нескольких коррупционных дел два года назад. Тогда, в декабре 2013-го, полиция задержала больше сотни подозреваемых: от бизнесменов до чиновников и даже сыновей министров.
Операция получила кодовое название "Большая взятка", ведь речь шла об ущербе в сто миллиардов долларов. В разгар скандала в Сети появилась запись разговора двух мужчин, голоса которых, по утверждению авторов публикации, принадлежали Реджепу Эрдогану и его сыну Билялу. Речь о деньгах.
- Они проводят операцию. 18 человек под арестом. Я хочу, чтобы ты все вывез из дома. Это понятно?
- Мы почти все сделали. Осталось решить вопрос с 30 миллионами евро. Они не могут пока раствориться. Еще 25 миллионов долларов пока не получил Ахмет Чалык. На оставшиеся мы можем купить квартиру. Что скажешь? Ты хочешь, чтобы все деньги исчезли, или, может, что-нибудь оставить?
- Нет! Это невозможно. Нужно избавиться от всего!
Эрдоган тогда заявлял, что запись - монтаж и провокация политических оппонентов. Это, впрочем, никого не удивило. Интересно, что произошло с теми, кто так или иначе участвовал в операции "Большая взятка".
"Прокурор, который занимался этим делом, был снят со своего поста, затем были арестованы те, кто попытался возобновить расследование. Сейчас осталось совсем немного людей, которые могли бы расследовать это дело, да и они, скорее всего, просто боятся. Страной правит одна партия, от кончиков пальцев до вершины горы. Мы называем это "страной одной партии". Начиная от директора школы, больницы до полиции или старшего в рыболовецкой артели - все принадлежат этому монолитному строю, к которому мы на сегодняшний день пришли", - говорит доктор политических наук, доцент факультета политологии Стамбульского университета Хакан Гюнеш.
Расследование заморожено. Впрочем, никто в Турции не сомневается - стоит Эрдогану лишиться власти, и пыльные тома достанут с полки. Поэтому руководство страной для лидера "Партии справедливости и развития" — вопрос личной безопасности.
"7 июня этого года прошли парламентские выборы, и они получили 40%. Это не позволило им однопартийное правительство сформировать. Соответственно, Эрдоган сделал все для того, чтобы коалиция не состоялась, поскольку все партии были за то, чтобы эти следствия по коррупционным делам 17-25 декабря 2013 года разморозить, - рассказывает тюрколог, кандидат политических наук Ильшат Саетов. - В итоге странным образом в стране очень много терактов начало происходить против курдов, потом курды начали отвечать и так далее. Больше 700 человек погибло с той и с другой стороны. Народ испугался, и в итоге большинство проголосовало в начале ноября за правящую партию".
Получив большинство в парламенте, Эрдоган и не думал останавливаться на достигнутом. Де-факто, конечно, он управляет страной, но по конституции - пока премьер-министр. И слово "пока" - ключевое.
"Сейчас они хотят изменить конституцию, чтобы сделать страну президентской. И, наверное, в мае или в июне 2016 года будет конституционный референдум", - сказал доцент Босфорского университета, аналитик Фатих Яшлы.
Это — следующий шаг к безраздельной власти, закрепленной уже законодательно. Но в то же время только промежуточный этап на пути к основной цели.
"На самом деле правые себя сравнивают с Османской империей. И многие знают, что у правящей партии есть лозунг "Турция-2023". И главная цель - создать новую Турецкую республику. Эрдоган хочет доказать почитателям Ататюрка, что он - новый создатель республики и такой же лидер, как Ататюрк, который спас свою страну", - говорит доцент Босфорского университета, аналитик Фатих Яшлы.
Такие амбиции, разумеется, быстро распространились далеко за рамки внутренней политики. И за несколько лет реализации мечты о новой Османской империи от когда-то принятой турецкими властями стратегии "Ноль проблем с соседями" не осталось и следа.
"Назовите мне одного соседа Турции, у которого с Турцией не было бы проблем. Ирак, Сирия, Иран, Армения… У Азербайджана, может, и нет проблем с Турцией, ну так и границы-то практически нет. При этом попытка Турции заявить, что она готова войти в разрешение Карабахского конфликта, не сильно обрадовало как минимум Ереван, да и не только Ереван", - сказал президент института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Еще будучи премьер-министром Реджеп Эрдоган умудрился поругаться даже с соседями через стенку толщиной в две страны. На форуме в Давосе в 2009-м Эрдоган обвинил президента Израиля Шимона Переса в убийстве палестинских детей.
"Вы убивали людей! Я помню детей, которые погибли на пляже. И я также помню слова двух бывших премьер-министров вашей страны, которые говорили, что были счастливы въехать в Палестину на танках", - заявил тогда Реджеп Тайип Эрдоган.
Попытка ведущего форума остановить этот поток оскорблений закончилась громким уходом Эрдогана из зала с обещанием больше не приезжать в Швейцарию. Эта импульсивность потом проявлялась не раз, но эксперты все же не склонны считать турецкого лидера неадекватным. Скорее, расчетливым и хладнокровным, способным диктовать свои условия, казалось бы, старшим союзникам.
"А поток беженцев, который спровоцировал на Европу Эрдоган! Миллион человек пришел в Европу, в том числе радикальные люди, часто хорошо подготовленные, знающие маршруты, которыми надо обходить ту или другую границу. Они буквально снесли границы Европы, и Европа ничего не смогла ни противопоставить, ни решить. Европа попыталась откупиться - дать три миллиарда евро Эрдогану, чтобы он их у себя разместил и больше не посылал. Ну вот у вас тяжелый хулиган и рэкетир получает все, чего он хотел. Он очень вдохновлен этим успехом. Опять же он подготовит на эти деньги новых боевиков", - говорит президент института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Вспыльчивым характером Эрдогана многие были готовы объяснить и удар по российскому самолету. Ведь приграничные районы Сирии турецкий президент уже давно считает своими. Впрочем, даже западные эксперты сомневаются в том, что решение сбивать Су-24 было самостоятельным.
"Я, конечно, не был свидетелем подобных разговоров, но не исключаю такую возможность. Скажем, Эродоган поговорил с американским послом, а посол обратился к своей начальнице Виктории Нуланд, которая сказала - нам не нравится идея сбивать российские самолеты, но это же ваше воздушное пространство", - предположил бывший сотрудник аналитического департамента ЦРУ Рэймонд Макговерн.
Было ли что-то подобное на самом деле, никто с уверенностью не скажет. Вопрос лишь в том, почему Белый Дом даже не выдержал дипломатическую паузу, прежде чем поддержать действия Анкары. Возможно, турецкий президент рассчитывал на более твердую поддержку, но это, впрочем, не первый случай, когда американские партнеры не оправдали ожиданий.
Зато для внутреннего потребителя антироссийский выпад стал иллюстрацией безоговорочного лидерства Эрдогана. И количество сторонников президентской формы правления за последние две недели выросло на 20 процентов.